Сопоставление языков в истории языкознания. Выпуск 2. Кашкин В.Б. - 19 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

19
6) структурная стратификация языка, обладающего многоуровнево-
стью .
Все структуралисты признавали , что различия в языках более значи-
мы, чем сходства. Каковы же различия самих лингвистических школ в ХХ
веке? Почему пражскую школу называют также пражским функционализ-
мом, американский структурализм дескриптивизмом, а копенгагенскую
школу глоссематикой?
7.2. Пражская школа и функционализм в ХХ веке
Пражский лингвистический кружок сформировался в 1926 году под
руководством Вилема Матезиуса (1882-1945). В его формировании и рабо -
те приняли участие русские лингвисты кн. Н. С . Трубецкой (1980-1938),
С . О. Карцевский (1884-1955), Р. О. Якобсон (1896-1982). В знаменитых
TRAVAUX DU CERCLE LINGUISTIQUE DE PRAGUE c 1929 по 1939 гг., а в даль-
нейшем в журнале SLOVO A SLOVESNOST появлялись статьи Яна Мукаржов-
ского (1891 1975), Богумила Трнки (1895 1984), Богуслава Гавранека
(1893 1978), Йозефа Вахека (1909), Владимира Скалички (1909-1991).
В формировании концепции пражской лингвистики прослеживаются
идеи не только Ф. де Соссюра, но и Бодуэна де Куртенэ. В .Матезиус в ста-
тье «Куда мы пришли в языкознании» пишет, что «в богатом идеями язы -
коведческом творчестве И. Бодуэна де Куртенэ выдающуюся роль играет
понятие функции». Заимствуя идеи Соссюра, Матезиус воспринимает по-
нятие языковой системы и языковой структуры , а также разграничение
синхронии и диахронии. В то же время, последнее для него всего лишь
точка зрения, противоречие между требованиями синхронного анализа
системы языка и непрестанным изменением речи Матезиус пытался снять
в своей ранней (1911) теории потенциальности языковых явлений. В це -
лом, новая лингвистика, основанная на идеях Бодуэна и Соссюра, «соеди -
няет в себе гумбольдтовскую свежесть наблюдений с бопповской строго -
стью и методической точностью».
Основные идеи пражцев были изложены в 1929 году в знаменитых
ТЕЗИСАХ ПРАЖСКОГО ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО КРУЖКА (к I съезду славистов).
Идея функции проявилась не только в плане функции единицы системы
языка (ср. фонема у Бодуэна), но и в плане функционирования языка в че-
ловеческом обществе в целом. Цели использования языка в дальнейшем
вошли органической частью в знаменитую модель коммуникации
Р. О. Якобсона, составив ее телеологическую основу (от греч . τελέιον
«цель»). Основной тезис пражцев: «Язык есть система средств выражения,
служащая какой-то определенной цели». Этим пражская лингвистика от-
личается от многих структуралистических «перегибов» в виде исключения
значения из сферы рассмотрения научной лингвистики. Сейчас считается,
что и структурализм в целом во второй половине ХХ века вернул значе-
нию его лингвистический статус, применив структурные методы к семан -
тическому анализу .
                                              19

          6) с тру к ту рн ая с трати фи к аци я язы к а, обладаю щего мн огоу ровн ево-
с тью .
       В с е с тру к ту рали с ты при зн авали , ч то разли ч и я в язы к ахболее зн ач и -
мы , ч ем с ходс тва. К ак овы ж е разли ч и я с ами хли н гви с ти ч ес к и хшк ол в Х Х
век е? Поч ему праж с к у ю шк олу н азы ваю т так ж е праж с к и м фу н к ци он али з-
мом, амери к ан с к и й с тру к ту рали зм – дес к ри пти ви змом, а к опен гаген с к у ю
шк олу – глос с емати к ой?

                7.2. П раж с каяш колаи ф ункционализм в ХХвеке
         Праж с к и й ли н гви с ти ч ес к и й к ру ж ок с форми ровалс я в 1926 году под
ру к оводс твом В и лема М атези у с а (1882-1945). В его форми рован и и и рабо-
те при н яли у ч ас ти е ру с с к и е ли н гви с ты к н . Н. С . Т ру бецк ой (1980-1938),
С . О . К арцевс к и й (1884-1955), Р. О . Я к обс он (1896-1982). В зн амен и ты х
TRAVAUX DU CERCLE LINGUISTIQUE DE PRAGUE c 1929 по 1939 гг., а в даль-
н ейшем в ж у рн але SLOVO A SLOVESNOST появляли с ь с татьи Я н а М у к арж ов-
с к ого (1891— 1975), Б огу ми ла Т рн к и (1895— 1984), Б огу с лава Гавран ек а
(1893— 1978), Йозефа В ахек а (1909), В лади ми ра С к али ч к и (1909-1991).
         В форми рован и и к он цепци и праж с к ой ли н гви с ти к и прос леж и ваю тс я
и деи н е тольк о Ф . де С ос с ю ра, н о и Б оду эн а де К у ртен э. В .М атези у с в с та-
тье «К у да мы при шли в язы к озн ан и и » пи шет, ч то «в богатом и деями язы -
к оведч ес к ом творч ес тве И. Б оду эн а де К у ртен э вы даю щу ю с я роль и грает
пон яти е фун кц и и ». Заи мс тву я и деи С ос с ю ра, М атези у с вос при н и мает по-
н яти е язы к овой с и с темы и язы к овой с тру к ту ры , а так ж е разгран и ч ен и е
с и н хрон и и и ди ахрон и и . В то ж е время, пос ледн ее для н его – вс его ли шь
точ к а зрен и я, проти вореч и е меж ду требован и ями с и н хрон н ого ан али за
с и с темы язы к а и н епрес тан н ы м и змен ен и ем реч и М атези у с пы талс я с н ять
в с воей ран н ей (1911) теори и потен ци альн ос ти язы к овы хявлен и й. В це-
лом, н овая ли н гви с ти к а, ос н ован н ая н а и деяхБ оду эн а и С ос с ю ра, «с оеди -
н яет в с ебе гу мбольдтовс к у ю с веж ес ть н аблю ден и й с бопповс к ой с трого-
с тью и методи ч ес к ой точ н ос тью ».
         О с н овн ы е и деи праж цев бы ли и злож ен ы в 1929 году в зн амен и ты х
Т Е ЗИС А Х ПРА Ж С К О ГО Л ИНГВ ИС Т ИЧ Е С К О ГО К РУ Ж К А (к I с ъезду с лави с тов).
Идея фун кц и и прояви лас ь н е тольк о в план е фу н к ци и еди н и цы с и с темы
язы к а (с р. фон ема у Б оду эн а), н о и в план е ф у н к ци он и рован и я язы к а в ч е-
ловеч ес к ом общес тве в целом. Ц ели и с пользован и я язы к а в дальн ейшем
вошли орган и ч ес к ой ч ас тью в зн амен и ту ю модель к омму н и к аци и
Р. О . Я к обс он а, с ос тави в ее телеологи ч ес к у ю ос н ову (от греч . τελέιον
«цель»). О с н овн ой тези с праж цев: «Я зы к ес ть с и с тема с редс тв вы раж ен и я,
с лу ж ащая к ак ой-то определен н ой ц ели ». Э ти м праж с к ая ли н гви с ти к а от-
ли ч аетс я от мн оги хс тру к ту рали с ти ч ес к и х«переги бов» в ви де и с к лю ч ен и я
зн ач ен и я и з с феры рас с мотрен и я н ау ч н ой ли н гви с ти к и . С ейч ас с ч и таетс я,
ч то и с тру к ту рали зм в целом во второй полови н е Х Х век а верн у л зн ач е-
н и ю его ли н гви с ти ч ес к и й с тату с , при мен и в с тру к ту рн ы е методы к с еман -
ти ч ес к ому ан али зу .