ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
26
отношениях признаков». Схема дистрибутивного анализа , по Хэррису, та-
кова: текст → высказывание (отрезок речи, ограниченный паузами ) →
элементы → дистрибуция элементов. Речь – беспрерывный процесс фи-
зиологической деятельности , но есть предел членения. Хэррис говорит о
независимой встречаемости элементов, например, i, как в I tried, встреча-
ется и в других случаях: cried, lies; в таких случаях для определения
предъявляем информанту . «Окружение, или позиция элемента состоит из
соседства элементов», то есть, позиция одного элемента может быть перед,
после и одновременно с другим элементом: I tried /ay#trayd/; I tried. «Ди -
стрибуция (порядок расположения) элемента есть совокупность всех ок -
ружений, в которых он встречается», пишет Хэррис. Выделяются фоны
(звуки) и морфы, фонемы и морфемы, их варианты – аллофоны и алло-
морфы. Хэррис устанавливает три типа дистрибуции: 1) дополнительная
(единицы никогда не встречаются в одинаковых окружениях: например,
рус. ы /и : после твердых/мягких согласных: п ы л/п ил, ш ило); 2) контрастная
(единицы встречаются в одних окружениях и при этом различают значе-
ния: tried/cried); 3) свободное чередование (встречаются в одинаковых ок -
ружениях, но не различают значения, являются функциональное тождест-
венными , например, диалектные варианты рус. г.
У Ю джина Найды (р. 1914) синтаксическая теория Блумфилда пред-
ставлена грамматикой непосредственно составляющих (НС ) – одно, два
или несколько составляющих, из которых непосредственно образована та
или иная конструкция (значащая группа слов или морфем): Маленькая / де-
вочка // хотела/ сесть на стул . Правила таковы : одновременно можно
свертывать не более двух элементов (бинарный принцип), нельзя пере-
ставлять слова (маленькая + на стул ). Существует фиксированный поря-
док применения правил.
Творческая деятельность Ноама Х омского (Чомски, р. 1928) распада-
ется на три основных этапа: раннее творчество (трансформационная грам -
матика), расцвет (проблемы соотношения языка и мышления, универсалий
порождения языка и речи) и позднее творчество (социально-политические
проблемы, права человека, анархизм и антиглобализм ). В 1957 г. появилась
его книга «С ИНТАКСИЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ » . В этой работе вводился терми-
нологический аппарат и модели трансформационных порождающих (гене-
ративных) грамматик. В дальнейшем в генеративной лингвистике проти -
вопоставлялись компетенция (знание языка) и употребление (использова-
ние языка в речевой деятельности , competence и performance).
Трансформационная порождающая грамматика (ТГ) описывает,
прежде всего , компетенцию говорящего . Структура ее включает три ком-
понента: синтаксический (главный), семантический и фонологический.
Вводится понятие двух уровней синтаксического представления: глубин-
ная и поверхностная структура (deep structure vs. surface structure). Задача
синтаксиса – исчисление всех глубинных и поверхностных структур, уста-
новление соответствия между ними .
26 отн ошен и яхпри зн ак ов». С хема ди с три бу ти вн ого ан али за, по Х эрри с у , та- к ова: тек с т → вы с к азы ван и е (отрезок реч и , огран и ч ен н ы й пау зами ) → элемен ты → ди с три бу ци я элемен тов. Реч ь – бес преры вн ы й процес с фи - зи ологи ч ес к ой деятельн ос ти , н о ес ть предел ч лен ен и я. Х эрри с говори т о н езави с и мой вс треч аемос ти элемен тов, н апри мер, i, к ак в I tried, вс треч а- етс я и в дру ги х с лу ч аях: cried, lies; в так и х с лу ч аях для определен и я предъявляем и н форман ту . «О к ру ж ен и е, и ли пози ци я элемен та с ос тои т и з с ос едс тва элемен тов», то ес ть, пози ци я одн ого элемен та мож ет бы ть перед, пос ле и одн овремен н о с дру ги м элемен том: I tried /ay#trayd/; I tried. «Ди - с три бу ци я (порядок рас полож ен и я) элемен та ес ть с овок у пн ос ть вс ехок - ру ж ен и й, в к оторы хон вс треч аетс я», пи шет Х эрри с . В ы деляю тс я фон ы (зву к и ) и морфы , фон емы и морфемы , и хвари ан ты – аллофон ы и алло- морфы . Х эрри с у с тан авли вает три ти па ди с три бу ци и : 1) дополн и тельн ая (еди н и цы н и к огда н е вс треч аю тс я в оди н ак овы хок ру ж ен и ях: н апри мер, ру с . ы /и : пос ле тверды х/мягк и хс оглас н ы х: п ы л/п ил, ш ил о); 2) к он трас тн ая (еди н и цы вс треч аю тс я в одн и хок ру ж ен и яхи при этом разли ч аю т зн ач е- н и я: tried/cried); 3) с вободн ое ч ередован и е (вс треч аю тс я в оди н ак овы хок - ру ж ен и ях, н о н е разли ч аю т зн ач ен и я, являю тс я фу н к ци он альн ое тож дес т- вен н ы ми , н апри мер, ди алек тн ы е вари ан ты ру с . г. У Ю дж и н а Н айды (р. 1914) с и н так с и ч ес к ая теори я Б лу мфи лда пред- с тавлен а граммати к ой н епос редс твен н о с ос тавляю щи х (НС ) – одн о, два и ли н ес к ольк о с ос тавляю щи х, и з к оторы хн епос редс твен н о образован а та и ли и н ая к он с тру к ци я (зн ач ащая гру ппа с лов и ли морфем): М ален ь кая/ де- вочка // х от ела/ сест ь н а ст ул. Прави ла так овы : одн овремен н о мож н о с верты вать н е более дву х элемен тов (би н арн ы й при н ци п), н ельзя пере- с тавлять с лова (м ален ь кая + н а ст ул ). С у щес тву ет фи к с и рован н ы й поря- док при мен ен и я прави л. Т ворч ес к ая деятельн ос ть Н оам а Х ом ского (Ч омс к и , р. 1928) рас пада- етс я н а три ос н овн ы хэтапа: ран н ее творч ес тво (тран с формаци он н ая грам- мати к а), рас цвет (проблемы с оотн ошен и я язы к а и мы шлен и я, у н и верс али й порож ден и я язы к а и реч и ) и поздн ее творч ес тво (с оци альн о-поли ти ч ес к и е проблемы , права ч еловек а, ан архи зм и ан ти глобали зм). В 1957 г. появи лас ь его к н и га «С ИНТ А К С ИЧ Е С К ИЕ С Т РУ К Т У РЫ ». В этой работе вводи лс я терми - н ологи ч ес к и й аппарат и модели тран с формаци он н ы хпорож даю щи х(ген е- рати вн ы х) граммати к . В дальн ейшем в ген ерати вн ой ли н гви с ти к е проти - вопос тавляли с ь к омпетен ци я (зн ан и е язы к а) и у потреблен и е (и с пользова- н и е язы к а в реч евой деятельн ос ти , competence и performance). Т ран с формаци он н ая порож даю щая граммати к а (Т Г) опи с ы вает, преж де вс его, к омпетен ци ю говорящего. С тру к ту ра ее вк лю ч ает три к ом- пон ен та: с и н так с и ч ес к и й (главн ы й), с еман ти ч ес к и й и фон ологи ч ес к и й. В води тс я пон яти е дву ху ровн ей с и н так с и ч ес к ого предс тавлен и я: глу би н - н ая и поверхн ос тн ая с тру к ту ра (deep structure vs. surface structure). Задач а с и н так с и с а – и с ч и с лен и е вс ехглу би н н ы хи поверхн ос тн ы хс тру к ту р, у с та- н овлен и е с оответс тви я меж ду н и ми .
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 24
- 25
- 26
- 27
- 28
- …
- следующая ›
- последняя »