ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
31
главная часть предложения, выражение модальности (модальный глагол
типа думать, радоваться, желать и модальный субъект).
Альбер Сеше (Sechehaye, 1870-1946) также отмечает необходимость
изучения речи, считая концепцию Соссюра во многом незавершенной.
Лингвистику речи в своей статье «Три соссюровские лингвистики» (1940)
Сеше помещает между лингвистикой синхронической или статической и
лингвистикой исторической или эволюционной. «В действительности речь
логически, а зачастую также и практически предшествует языку», – пишет
А . Сеше, критикуя взгляды Соссюра на определяющую роль языка.
Сергей Осипович Карцевский (1884-1955), которого причисляют так -
же и к Казанской школе, известен своей знаменитой концепцией асиммет -
ричного дуализма языкового знака. Описывая взаимодействие, скрещение
синонимии и омонимии в языке, Карцевский, фактически, формулирует
один из основных принципов семиотики, описывающих динамизм взаимо-
зависимости знака и значения, плана выражения и плана содержания, син-
хронии и диахронии. Диалектика этого взаимодействия выражена в пара-
доксальной форме «… природа лингвистического знака должна быть не-
изменной и подвижной одновременно. Призванный приспособиться к кон -
кретной ситуации, знак может измениться только частично; и нужно, что-
бы благодаря неподвижности другой своей части знак оставался тождест-
венным самому себе».
Внимание к употреблению языка в конкретной коммуникативной си-
туации, к лингвистике речи привело Эмиля Бенвениста (1902-1976) к фор-
мулированию основ новой лингвистической теории – теории дискурса,
приобретающей все большую популярность и в наши дни. Э . Бенвенист
пишет о двойном означивании: семиотическом в языке и семантическом в
речи. Дискурс в современном понимании отражает субъективную психо -
логию человека, сформировавшегося в социальной среде и находящегося в
социальной ситуации общения. Э . Бенвенист положил начало исследова-
ниям дискурса, разграничив план повествования (récit) и план языка, при -
сваиваемого говорящим человеком (discours). Дискурс есть способ актуа-
лизации языка в речи.
Основываясь на положении Соссюра об общественном характере
языка, во Франции возникает и развивается социологическая школа. Наи -
более выдающийся представитель данного направления, Антуан Мейе
(Antoine Meillet, 1866-1936) известен своими фундаментальными трудами
в области индоевропейского языкознания, сравнительно-исторического
метода, лингвистической географии, диалектологии. Под его редакцией
начала выходить энциклопедия языков мира. Изучение «социальных основ
языковых категорий» (Р. О. Шор) было свойственно и Жозефу Вандриесу
(J. Vendryès, 1975-1960). В своей книге «Язык : Лингвистическое введение
в историю» (1935) он изложил основы социологической концепции, при -
зывавшей изучать язык в его настоящем состоянии, в связи с потребностя-
ми общения.
31 главн ая ч ас ть предлож ен и я, вы раж ен и е модальн ос ти (модальн ы й глагол ти па дум ат ь , радоват ь ся, ж ел ат ь и модальн ы й с у бъек т). А л ь бер Сеш е (Sechehaye, 1870-1946) так ж е отмеч ает н еобходи мос ть и зу ч ен и я реч и , с ч и тая к он цепци ю С ос с ю ра во мн огом н езавершен н ой. Л и н гви с ти к у реч и в с воей с татье «Т ри с ос с ю ровс к и е ли н гви с ти к и » (1940) С еше помещает меж ду ли н гви с ти к ой с и н хрон и ч ес к ой и ли с тати ч ес к ой и ли н гви с ти к ой и с тори ч ес к ой и ли эволю ци он н ой. «В дейс тви тельн ос ти реч ь логи ч ес к и , а зач ас ту ю так ж е и прак ти ч ес к и предшес тву ет язы к у », – пи шет А . С еше, к ри ти к у я взгляды С ос с ю ра н а определяю щу ю роль язы к а. Сергей Оси п ови ч К арц евски й (1884-1955), к оторого при ч и с ляю т так - ж е и к К азан с к ой шк оле, и звес тен с воей зн амен и той к он цепци ей аси м м ет - ри чн ого дуали зм а язы к ового зн ак а. Опи с ы вая взаи модейс тви е, с к рещен и е с и н он и ми и и омон и ми и в язы к е, К арцевс к и й, фак ти ч ес к и , форму ли ру ет оди н и зос н овн ы хпри н ци пов с еми оти к и , опи с ы ваю щи хди н ами зм взаи мо- зави с и мос ти зн ак а и зн ач ен и я, план а вы раж ен и я и план а с одерж ан и я, с и н - хрон и и и ди ахрон и и . Ди алек ти к а этого взаи модейс тви я вы раж ен а в пара- док с альн ой форме «… при рода ли н гви с ти ч ес к ого зн ак а долж н а бы ть н е- и змен н ой и подви ж н ой одн овремен н о. При зван н ы й при с пос оби тьс я к к он - к ретн ой с и ту аци и , зн ак мож ет и змен и тьс я тольк о ч ас ти ч н о; и н у ж н о, ч то- бы благодаря н еподви ж н ос ти дру гой с воей ч ас ти зн ак ос тавалс я тож дес т- вен н ы м с амому с ебе». В н и ман и е к у потреблен и ю язы к а в к он к ретн ой к омму н и к ати вн ой с и - ту аци и , к ли н гви с ти к е реч и при вело Э м и л я Бен вен и ст а (1902-1976) к фор- му ли рован и ю ос н ов н овой ли н гви с ти ч ес к ой теори и – т еори и ди скурса, при обретаю щей вс е большу ю попу лярн ос ть и в н аши дн и . Э . Б ен вен и с т пи шет о двойн ом озн ач и ван и и : с еми оти ч ес к ом в язы к е и с еман ти ч ес к ом в реч и . Ди с к у рс в с овремен н ом пон и ман и и отраж ает с у бъек ти вн у ю пс и хо- логи ю ч еловек а, с форми ровавшегос я в с оци альн ой с реде и н аходящегос я в с оци альн ой с и ту аци и общен и я. Э . Б ен вен и с т полож и л н ач ало и с с ледова- н и ям ди с к у рс а, разгран и ч и в план повес твован и я (récit) и план язы к а, при - с ваи ваемого говорящи м ч еловек ом (discours). Ди с к у рс ес ть с пос обак ту а- ли заци и язы к а в реч и . О с н овы ваяс ь н а полож ен и и С ос с ю ра об общес твен н ом харак тере язы к а, во Ф ран ци и возн и к ает и разви ваетс я соц и ологи ческая ш кол а. Наи - более вы даю щи йс я предс тави тель дан н ого н аправлен и я, А н т уан М ейе (Antoine Meillet, 1866-1936) и звес тен с вои ми ф у н дамен тальн ы ми тру дами в облас ти и н доевропейс к ого язы к озн ан и я, с равн и тельн о-и с тори ч ес к ого метода, ли н гви с ти ч ес к ой географи и , ди алек тологи и . Под его редак ци ей н ач ала вы ходи ть эн ци к лопеди я язы к ов ми ра. Изу ч ен и е «с оци альн ы хос н ов язы к овы хк атегори й» (Р. О . Ш ор) бы ло с войс твен н о и Ж озефу В ан дри есу (J. Vendryès, 1975-1960). В с воей к н и ге «Я зы к : Л и н гви с ти ч ес к ое введен и е в и с тори ю » (1935) он и злож и л ос н овы с оци ологи ч ес к ой к он цепци и , при - зы вавшей и зу ч ать язы к в его н ас тоящем с ос тоян и и , в с вязи с потребн ос тя- ми общен и я.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 29
- 30
- 31
- 32
- 33
- …
- следующая ›
- последняя »