Сопоставление языков в истории языкознания. Выпуск 2. Кашкин В.Б. - 32 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

32
Популярность идей Соссюра во второй половине ХХ века была на-
столько велика, что структурализм как метод изучения не вещественных
фактов, а отношений и системных значимостей проник и в другие науки.
Клод Леви -Строс (1908-), создатель структурной антропологии, признавал,
что лингвистика «… не является такой же социальной наукой, как другие,
уже потому , что достигнутые ею успехи превосходят достижения осталь-
ных социальных наук». Леви -Стросс известен своим структурно-
системным анализом систем родства у разных народов с опорой на фоно-
логию Трубецкого и структурализм Соссюра.
8.2. Лингвофилософские взгляды Гюстава Гийома
Концепция Гюстава Гийома (Gustave Guillaume, 1883-1960), с одной
стороны отвечала потребностям своего времени и номинально впадала в
парадигму структурной лингвистики. С другой стороны, оригинальность и
самостоятельность взглядов французского ученого позволяет считать его
самого парадигмообразующей фигурой.
Ключевое слово, характеризующее подход Гийома психосистема-
тика. Как отмечает Е . А . Реферовская, его теория «рисует работу механиз-
мов интеллектуальной деятельности человека, приведшую к образованию
языка как способа оформления этапов человеческой мысли , которая, бла-
годаря своей способности к обобщению воспринимаемого , создает нахо -
дящуюся в сознании человека понятийную картину мира». Если Соссюр,
может и не до конца осознавая это, открыл парадигму структуралистиче-
ского изучения языка, то Гийом «попытался подняться от речи через язык
до уровня работы мысли , представить себе , как создавшая язык мысль
оформляет передачу собственного движения». Таким образом¸ динамизм ,
когнитивизм , психологизм и стремление отразить полноту речемысли -
тельной деятельности (лингвистический холизм ) характеризуют концеп-
цию Гюстава Гийома.
Для Г. Гийома язык имеет двойное предназначение. С одной сторо-
ны, он обслуживает интерфейс ЧЕЛОВЕК/ВСЕЛЕННАЯ, с другой ЧЕЛО-
ВЕК/ЧЕЛОВЕК. Эти два отношения лежат в основе того , что он называет реа-
листической лингвистикой. Считая недостаточной концепцию Соссюра,
Гийом говорит также о триаде МЫСЛЬ/ЯЗЫК/РЕЧЬ. Языковые знаки являются
средством экстериоризации мысли в речи. Связь между ментальным и фи-
зическим миром прослеживается с помощью метода психосистематики.
Этот метод призван , в конечном итоге выявить системный характер языка,
начав с видимых фактов речи и восходя к невидимой ментальной реально-
сти , которую можно наблюдать только «глазами разума» (les yeux desprit):
«… видимый мир говорит о скрытых вещах, которые он отражает, но на
которые не похож». При этом системность языка носит многоуровневый
характер, и Гийом одним из первых называет язык системой систем .
Для Гийома теория языка не была чистой абстракцией. Хотя он сам
высказывался довольно парадоксально о том, что «лингвистика не прино-
                                            32

        Попу лярн ос ть и дей С ос с ю ра во второй полови н е Х Х век а бы ла н а-
с тольк о вели к а, ч то с тру к ту рали зм к ак метод и зу ч ен и я н е вещес твен н ы х
фак тов, а отн ошен и й и с и с темн ы хзн ач и мос тей прон и к и в дру ги е н ау к и .
К л од Л еви -Ст рос (1908-), с оздатель с тру к ту рн ой ан тропологи и , при зн авал,
ч то ли н гви с ти к а «… н е являетс я так ой ж е с оци альн ой н ау к ой, к ак дру ги е,
у ж е потому , ч то дос ти гн у ты е ею у с пехи превос ходят дос ти ж ен и я ос таль-
н ы х с оци альн ы х н ау к ». Л еви -С трос с и звес тен с вои м с тру к ту рн о-
с и с темн ы м ан али зом с и с тем родс тва у разн ы хн ародов с опорой н а фон о-
логи ю Т ру бецк ого и с тру к ту рали зм С ос с ю ра.

                 8.2. Л ингвоф илос оф с кие взгляды Гю с таваГийом а
          К он цепци я Гю с тава Ги йома (Gustave Guillaume, 1883-1960), с одн ой
с торон ы отвеч ала потребн ос тям с воего времен и и н оми н альн о впадала в
паради гму с тру к ту рн ой ли н гви с ти к и . С дру гой с торон ы , ори ги н альн ос ть и
с амос тоятельн ос ть взглядов фран цу зс к ого у ч ен ого позволяет с ч и тать его
с амого паради гмообразу ю щей фи гу рой.
          К лю ч евое с лово, харак тери зу ю щее подход Ги йома – пс и хос и с тема-
ти к а. К ак отмеч ает Е . А . Реферовс к ая, его теори я «ри с у ет работу механ и з-
мов и н теллек ту альн ой деятельн ос ти ч еловек а, при ведшу ю к образован и ю
язы к а к ак с пос оба оформлен и я этапов ч еловеч ес к ой мы с ли , к оторая, бла-
годаря с воей с пос обн ос ти к обобщен и ю вос при н и маемого, с оздает н ахо-
дящу ю с я в с озн ан и и ч еловек а пон яти йн у ю к арти н у ми ра». Е с ли С ос с ю р,
мож ет и н е до к он ца ос озн авая это, отк ры л паради гму с тру к ту рали с ти ч е-
с к ого и зу ч ен и я язы к а, то Ги йом «попы талс я подн ятьс я от реч и ч ерез язы к
до у ровн я работы мы с ли , предс тави ть с ебе, к ак с оздавшая язы к мы с ль
оформляет передач у с обс твен н ого дви ж ен и я». Т ак и м образом¸ ди н ами зм,
к огн и ти ви зм, пс и хологи зм и с тремлен и е отрази ть полн оту реч емы с ли -
тельн ой деятельн ос ти (ли н гви с ти ч ес к и й холи зм) харак тери зу ю т к он цеп-
ци ю Гю с тава Ги йома.
          Для Г. Ги йома язы к и меет двойн ое предн азн ач ен и е. С одн ой с торо-
н ы , он обс лу ж и вает и н терфейс Ч Е Л О В Е К /В С Е Л Е ННА Я , с дру гой – Ч Е Л О -
В Е К /Ч Е Л О В Е К . Э ти два отн ошен и я леж ат в ос н ове того, ч то он н азы вает реа-
ли с ти ч ес к ой ли н гви с ти к ой. С ч и тая н едос таточ н ой к он цепци ю С ос с ю ра,
Ги йом говори т так ж е о три аде М Ы С Л Ь /Я ЗЫ К /РЕ Ч Ь . Я зы к овы е зн ак и являю тс я
с редс твом эк с тери ори заци и мы с ли в реч и . С вязь меж ду мен тальн ы м и фи -
зи ч ес к и м ми ром прос леж и ваетс я с помощью метода пс и хос и с темати к и .
Э тот метод при зван , в к он еч н ом и тоге вы яви ть с и с темн ы й харак тер язы к а,
н ач ав с ви ди мы хфак тов реч и и вос ходя к н еви ди мой мен тальн ой реальн о-
с ти , к отору ю мож н о н аблю дать тольк о «глазами разу ма» (les yeux d’esprit):
«… ви ди мы й ми р говори т о с к ры ты хвещах, к оторы е он отраж ает, н о н а
к оторы е н е похож ». При этом с и с темн ос ть язы к а н ос и т мн огоу ровн евы й
харак тер, и Ги йом одн и м и зпервы хн азы вает язы к си ст ем ой си ст ем .
          Для Ги йома теори я язы к а н е бы ла ч и с той абс трак ци ей. Х отя он с ам
вы с к азы валс я довольн о парадок с альн о о том, ч то «ли н гви с ти к а н е при н о-