ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
33
сит никакой практической пользы», именно эта наука, по его мнению ,
«наиболее продвигает нас вперед в познании средств, с помощью которых
нашему мышлению удается самому ясно понять свои собственные дейст-
вия». Основная идея Гийома проследить связь виртуальной потенции
(ментальных движений) с конкретноречевой реализацией. Многие его тео-
ретические построения родились из практики преподавания, например, ар-
тиклевой системы и системы времен , в том числе и русским студентам.
Вероятно, именно сопоставительный практический аспект с точки зрения
носителя безартиклевого (русского ) языка позволил ему глубже задуматься
над ментальными и системными основами системы французских артиклей.
Формула Соссюра langage = langue + parole у Гийома дополнялась
идеей виртуальной речевой потенции, связанной с ментальностью :
),(
)'(
paroledeideepuissancedeparolelangue
effetdparolediscours
langagedeacte
),(
)(
речиидеяречьявиртуальнаязык
речьреальнаяречь
тьдеятельносречевая
Язык направлен в сторону постоянного , универсального , речь – в
сторону преходящего , в сторону частной мысли .
8.3. Постструктурализм в европейской лингвистике
Определение «пост»-структурализм – не столько парадигматическое,
сколько временное (от лат. post «после»). Как и в свое время младограмма-
тики по отношению к предшествующей компаративистике, так и пост-
струкруралисты по отношению к «ортодоксальному структурализму» вы -
ступали с критикой, с требованием «деконструкции» предшествующих
идей, терминов, смыслов. Идею деконструкции высказывал широко цити -
руемый французский мыслитель Жак Деррида (J. Derrida, 1930-). Деконст-
рукция, в первую очередь, означает деконструкцию слов и дискурсов язы -
ка, как средства осуществления социальной власти , переосмысление тра-
диции как воплощения этой власти . Деконструкция выявляет многоуров-
невость языковой семантики, многослойность формирования смысла.
Постструктурализм , в некотором смысле, был не «после», а одно-
временно со структурализмом. Многие из идей второй половины ХХ века
зародились задолго до этого периода. Для западной традиции определен -
ной философской революцией стали взгляды Эдмунда Гуссерля (E. Husserl,
1859-1938), до последнего времени настолько малоизвестного отечествен -
ным исследователям , что даже такое авторитетное издание, как «Л ИНГВИС -
ТИЧЕСКИЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ » (1990) приводит его фамилию ,
написанную с «G». Феноменология Гуссерля обратила внимание на то, что
сознание не существует независимо от внешнего мира, а мир для нас явля-
ется через придание смысла явлениям , феноменам в пределах горизонта
человеческого опыта.
33 с и т н и к ак ой прак ти ч ес к ой пользы », и мен н о эта н ау к а, по его мн ен и ю , «н аи более продви гает н ас вперед в позн ан и и с редс тв, с помощью к оторы х н ашему мы шлен и ю у даетс я с амому яс н о пон ять с вои с обс твен н ы е дейс т- ви я». О с н овн ая и дея Ги йома прос леди ть с вязь ви рту альн ой потен ци и (мен тальн ы хдви ж ен и й) с к он к ретн ореч евой реали заци ей. М н оги е его тео- рети ч ес к и е пос троен и я роди ли с ь и зпрак ти к и преподаван и я, н апри мер, ар- ти к левой с и с темы и с и с темы времен , в том ч и с ле и ру с с к и м с ту ден там. В ероятн о, и мен н о с опос тави тельн ы й прак ти ч ес к и й ас пек т с точ к и зрен и я н ос и теля безарти к левого (ру с с к ого) язы к а позволи л ему глу бж е заду матьс я н ад мен тальн ы ми и с и с темн ы ми ос н овами с и с темы фран цу зс к и харти к лей. Ф орму ла С ос с ю ра langage = langue + parole у Ги йома дополн ялас ь и деей ви рту альн ой реч евой потен ци и , с вязан н ой с мен тальн ос тью : discours ( parole d ' effet ) acte de langage langue ( parole de puissance , idee de parole ) речь ( реаль н ая речь ) речевая деят ель н ос т ь язы к ( ви рт уаль н а я речь , и дея речи ) Я зы к н аправлен в с торон у пос тоян н ого, у н и верс альн ого, реч ь – в с торон у преходящего, в с торон у ч ас тн ой мы с ли . 8.3. П ос тструктурализм в европ ейс кой лингвис тике О пределен и е «пос т»-с тру к ту рали зм – н е с тольк о паради гмати ч ес к ое, с к ольк о времен н ое (от лат. post «пос ле»). К ак и в с вое время младограмма- ти к и по отн ошен и ю к предшес тву ю щей к омпарати ви с ти к е, так и пос т- с тру к ру рали с ты по отн ошен и ю к «ортодок с альн ому с тру к ту рали зму » вы - с ту пали с к ри ти к ой, с требован и ем «дек он с тру к ци и » предшес тву ю щи х и дей, терми н ов, с мы с лов. Идею дек он с тру к ци и вы с к азы вал ши рок о ци ти - ру емы й фран цу зс к и й мы с ли тель Ж ак Дерри да (J. Derrida, 1930-). Дек он с т- ру к ци я, в перву ю оч ередь, озн ач ает дек он с тру к ци ю с лов и ди с к у рс ов язы - к а, к ак с редс тва ос у щес твлен и я с оци альн ой влас ти , переос мы с лен и е тра- ди ци и к ак воплощен и я этой влас ти . Дек он с тру к ци я вы являет мн огоу ров- н евос ть язы к овой с еман ти к и , мн огос лойн ос ть форми рован и я с мы с ла. Пос тс тру к ту рали зм, в н ек отором с мы с ле, бы л н е «пос ле», а одн о- времен н о с о с тру к ту рали змом. М н оги е и з и дей второй полови н ы Х Х век а зароди ли с ь задолго до этого пери ода. Для западн ой тради ци и определен - н ой фи лос офс к ой револю ци ей с тали взгляды Э дм ун да Г уссерл я (E. Husserl, 1859-1938), до пос ледн его времен и н ас тольк о малои звес тн ого отеч ес твен - н ы м и с с ледователям, ч то даж е так ое автори тетн ое и здан и е, к ак «Л ИНГВ ИС - Т ИЧ Е С К ИЙ Э НЦ ИК Л О ПЕ ДИЧ Е С К ИЙ С Л О В А РЬ » (1990) при води т его фами ли ю , н апи с ан н у ю с «G». Ф ен ом ен ол оги я Гу с с ерля обрати ла вн и ман и е н а то, ч то с озн ан и е н е с у щес тву ет н езави с и мо от вн ешн его ми ра, а ми р для н ас явля- етс я ч ерез при дан и е с мы с ла явлен и ям, фен омен ам в пределахгори зон та ч еловеч ес к ого опы та.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 31
- 32
- 33
- 34
- 35
- …
- следующая ›
- последняя »