Сопоставление языков в истории языкознания. Выпуск 2. Кашкин В.Б. - 40 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

40
вятся партийной программой для советских языковедов. Сталин писал об
избавлении от «аракчеевского режима Марра», но фактически это привело
к запрету всякого упоминания стадиальности , затормозило развитие лин-
гвистической типологии, изучения социолектов и т.п. Впрочем, такая же
участь постигла генетику, кибернетику, ряд направлений в естественных
науках.
9.2. Диалогическая философия языка М . М . Бахтина
Одно из течений, значимость которого отмечал в 60-70 гг. еще
Р. О. Якобсон , получившее невероятную популярность на Западе в 80-90е
гг. ХХ века, и , в конце концов, признанное и в России к началу нового сто-
летия диалогизм , диалогическая философия языка, коммуникации, и че-
ловеческой деятельности в целом.
В России основателем диалогизма считается М . М . Бахтин (1895-
1975); известный соотечественникам изначально как литературовед. Те-
перь он признается также и выдающимся философом языка, открывшим
новую парадигматически значимую эпоху в гуманитарном знании. Бахтин
в СССР был больше известен как автор работ по Рабле и Достоевскому.
Вероятно, размышления над теорией поступка на материале мотивов и ре-
шений героев великого писателя и позволили Бахтину прийти к деятельно-
стной теории языка, языка, погруженного в социальную среду , в ту или
иную сферу человеческой деятельности .
Бахтину принадлежит парадоксальное, на первый взгляд , утвержде-
ние: «Мы, в действительности , никогда не произносим слова и не слышим
слова, а слышим истину или ложь, доброе или злое, важное или неважное,
приятное или неприятное и т.д.». Слово, высказывание для Бахтина всегда
наполняется идеологическим или жизненным содержанием и значением».
Необходимым признаком любого высказывания является его обращен -
ность, адресованность, то есть, без слушающего нет и говорящего ; во вто-
рых, всякое высказывание приобретает смысл только в конкретное время и
в конкретном месте (хронотоп : от греческих слов, обозначающих время
и место ).
М . М . Бахтин является также создателем теории речевых жанров.
Язык используется в форме единичных конкретных высказываний участ-
ников той или иной области человеческой деятельности . В высказываниях
эта сфера отражается в трех слоях: тема; стиль (словарные, фразеологиче-
ские, грамматические средства); композиция. Каждая сфера использования
языка вырабатывает свои относительно устойчивые типы высказываний,
которые Бахтин и называет речевыми жанрами. Они достаточно разнород-
ны: «реплики бытового диалога, бытовой рассказ, письмо, короткая стан -
дартная военная команда и развернутый детализованный приказ, стандарт-
ные деловые документы , разнообразный мир публицистических выступле-
ний, многообразные формы научных выступлений, все литературные жан -
ры от поговорки до романа».
                                            40

вятс я парти йн ой программой для с оветс к и хязы к оведов. С тали н пи с ал об
и збавлен и и от «арак ч еевс к ого реж и ма М арра», н о фак ти ч ес к и это при вело
к запрету вс як ого у поми н ан и я с тади альн ос ти , затормози ло разви ти е ли н -
гви с ти ч ес к ой ти пологи и , и зу ч ен и я с оци олек тов и т.п. В проч ем, так ая ж е
у ч ас ть пос ти гла ген ети к у , к и берн ети к у , ряд н аправлен и й в ес тес твен н ы х
н ау к ах.

             9.2. Д иалогич ес каяф илос оф ияязыкаМ . М . Б ахтина
         О дн о и з теч ен и й, зн ач и мос ть к оторого отмеч ал в 60-70 гг. еще
Р. О . Я к обс он , полу ч и вшее н евероятн у ю попу лярн ос ть н а Западе в 80-90е
гг. Х Х век а, и , в к он це к он цов, при зн ан н ое и в Рос с и и к н ач алу н ового с то-
лети я – ди ал оги зм , ди алоги ч ес к ая фи лос офи я язы к а, к омму н и к аци и , и ч е-
ловеч ес к ой деятельн ос ти в целом.
         В Рос с и и ос н ователем ди алоги зма с ч и таетс я М . М . Б ахти н (1895-
1975); и звес тн ы й с оотеч ес твен н и к ам и зн ач альн о к ак ли терату ровед. Т е-
перь он при зн аетс я так ж е и вы даю щи мс я фи лос офом язы к а, отк ры вши м
н ову ю паради гмати ч ес к и зн ач и му ю эпоху в гу ман и тарн ом зн ан и и . Б ахти н
в С С С Рбы л больше и звес тен к ак автор работ по Рабле и Дос тоевс к ому .
В ероятн о, размы шлен и я н ад теори ей пос ту пк а н а матери але моти вов и ре-
шен и й героев вели к ого пи с ателя и позволи ли Б ахти н у при йти к деятельн о-
с тн ой теори и язы к а, язы к а, погру ж ен н ого в с оци альн у ю с реду , в ту и ли
и н у ю с феру ч еловеч ес к ой деятельн ос ти .
         Б ахти н у при н адлеж и т парадок с альн ое, н а первы й взгляд, у тверж де-
н и е: «М ы , в дейс тви тельн ос ти , н и к огда н е прои зн ос и м с лова и н е с лы ши м
с лова, а с лы ши м и с ти н у и ли лож ь, доброе и ли злое, важ н ое и ли н еваж н ое,
при ятн ое и ли н епри ятн ое и т.д.». С лово, вы с к азы ван и е для Б ахти н а вс егда
н аполн яетс я и деологи ч ес к и м и ли ж и зн ен н ы м с одерж ан и ем и зн ач ен и ем».
Необходи мы м при зн ак ом лю бого вы с к азы ван и я являетс я его обращен -
н ос ть, адресован н ост ь , то ес ть, безс лу шаю щего н ет и говорящего; во вто-
ры х, вс як ое вы с к азы ван и е при обретает с мы с л тольк о в к он к ретн ое время и
в к он к ретн ом мес те (х рон от оп : от греч ес к и хс лов, обозн ач аю щи х‘время’
и ‘мес то’ ).
         М . М . Б ахти н являетс я так ж е с оздателем т еори и речевы х ж ан ров.
Я зы к и с пользу етс я в форме еди н и ч н ы хк он к ретн ы хвы с к азы ван и й у ч ас т-
н и к ов той и ли и н ой облас ти ч еловеч ес к ой деятельн ос ти . В вы с к азы ван и ях
эта с фера отраж аетс я в трехс лоях: тема; с ти ль (с ловарн ы е, фразеологи ч е-
с к и е, граммати ч ес к и е с редс тва); к омпози ци я. К аж дая с фера и с пользован и я
язы к а вы рабаты вает с вои отн ос и тельн о у с тойч и вы е ти пы вы с к азы ван и й,
к оторы е Б ахти н и н азы вает речевы м и ж ан рам и . О н и дос таточ н о разн ород-
н ы : «репли к и бы тового ди алога, бы товой рас с к аз, пи с ьмо, к оротк ая с тан -
дартн ая воен н ая к оман да и разверн у ты й детали зован н ы й при к аз, с тан дарт-
н ы е деловы е док у мен ты , разн ообразн ы й ми р пу бли ци с ти ч ес к и хвы с ту пле-
н и й, мн огообразн ы е формы н ау ч н ы хвы с ту плен и й, вс е ли терату рн ы е ж ан -
ры от поговорк и до роман а».