Сопоставление языков в истории языкознания. Выпуск 2. Кашкин В.Б. - 6 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

6
Исторические изменения в мышлении народа, отражающиеся в язы -
ке, демонстрировались Потебней на материале русского , а также других
славянских языков. Его четырехтомный труд «ИЗ ЗАПИСОК ПО РУССКОЙ
ГРАММАТИКЕ» издавался в течение века, начиная с 1874 г., когда были
опубликованы I и II части , переизданные со значительными изменениями в
1888 году . Далее издавались III часть (1899) и IV часть (1941).
Идея внутренней формы языка и внутренней формы слова (по Гум-
больдту ) переосмыслены А . А . Потебней с точки зрения психологической
парадигмы. Потебня различает дальнейшее и ближайшее значение слова.
Ближайшее значение является общим для всех носителей языка, это «на-
родное» значение, оно в большей степени социально. Дальнейшее значение
связано с энциклопедическими знаниями и с личными ассоциациями , оно
индивидуально. Значение слова для Потебни это его употребление. Вся-
кий раз употребляясь, слово дополняется новыми оттенками значения, та-
ким образом готовятся возможные семантические сдвиги .
Диалектика индивидуального и социального , речи и языка, языка и
мысли , формировавшаяся не без влияния В . фон Гумбольдта, выделяет
концепцию А . А . Потебни из общей канвы психологической парадигмы
конца XIX века и делает ее созвучной современной деятельностной пара-
дигме в исследовании языка и коммуникации. Потебня писал: «Язык есть
вечно повторяющееся усилие (работа) духа сделать членораздельный звук
выражением мысли < > совокупность таких актов речи < > есть язык».
6.2. Лейпцигская школа
Название «младограмматики» (Junggrammatiker) было дано предста-
вителям данной парадигмы немецким филологом Фридрихом Царнке
(1825-1891). Как можно догадаться, оно отражает энтузиазм исследовате-
лей, в ту пору достаточно молодых. Этот энтузиазм проявлялся в смелой
критике лингвистов старшего поколения. Карл Бругман (1849-1919), один
из основателей младограмматической Лейпцигской школы , с воодушевле-
нием воспринял это прозвище, и со временем это слово стало термином.
Младограмматики выступали против следующих «грехов» старой
компаративистики:
а) против признания источником языковых изменений «саморазви -
тия духа»; для младограмматиков причина развития языка виделась не во-
вне, а внутри его самого , в самодвижении языковой системы; заметим на
полях интересную парадигматическую параллель с концепцией современ -
ной теорией систем (самоорганизующиеся, самотворящие или аутопоэти -
ческие системы, к числу которых принадлежит и знаковое поведение);
б) против признания двух этапов в развитии языка («юношеского» и
«старческого»); как считали представители Лейпцигской школы , выводы
исследователя должны основываться на зафиксированных фактах и дости -
гаться посредством строгой методики исследования (например, было
предложено различать звуковые соответствия как сопоставления одного
                                            6

        Ис тори ч ес к и е и змен ен и я в мы шлен и и н арода, отраж аю щи ес я в язы -
к е, демон с три ровали с ь Потебн ей н а матери але ру с с к ого, а так ж е дру ги х
с лавян с к и х язы к ов. Е го ч еты рехтомн ы й тру д «ИЗ ЗА ПИС О К ПО РУ С С К О Й
ГРА М М А Т ИК Е » и здавалс я в теч ен и е век а, н ач и н ая с 1874 г., к огда бы ли
опу бли к ован ы I и II ч ас ти , переи здан н ы е с о зн ач и тельн ы ми и змен ен и ями в
1888 году . Далее и здавали с ь III ч ас ть (1899) и IV ч ас ть (1941).
        Идея вн у трен н ей формы язы к а и вн у трен н ей формы с лова (по Гу м-
больдту ) переос мы с лен ы А . А . Потебн ей с точ к и зрен и я пс и хологи ч ес к ой
паради гмы . Потебн я разли ч ает дальн ейшее и бли ж айшее зн ач ен и е с лова.
Бл и ж айш ее зн ачен и е являетс я общи м для вс ехн ос и телей язы к а, это «н а-
родн ое» зн ач ен и е, он о в большей с тепен и с оци альн о. Дал ь н ейш еезн ачен и е
с вязан о с эн ци к лопеди ч ес к и ми зн ан и ями и с ли ч н ы ми ас с оци аци ями , он о
и н ди ви ду альн о. Зн ач ен и е с лова для Потебн и – это его у потреблен и е. В с я-
к и й раз у потребляяс ь, с лово дополн яетс я н овы ми оттен к ами зн ач ен и я, та-
к и м образом готовятс я возмож н ы е с еман ти ч ес к и е с дви ги .
        Ди алек ти к а и н ди ви ду альн ого и с оци альн ого, реч и и язы к а, язы к а и
мы с ли , форми ровавшаяс я н е без вли ян и я В . фон Гу мбольдта, вы деляет
к он цепци ю А . А . Потебн и и з общей к ан вы пс и хологи ч ес к ой паради гмы
к он ца XIX век а и делает ее с озву ч н ой с овремен н ой деятельн ос тн ой пара-
ди гме в и с с ледован и и язы к а и к омму н и к аци и . Потебн я пи с ал: «Я зы к ес ть
веч н о повторяю щеес я у с и ли е (работа) ду ха с делать ч лен ораздельн ы й зву к
вы раж ен и ем мы с ли <… > с овок у пн ос ть так и хак тов реч и <… > ес ть язы к ».

                                   6.2. Л ейп цигс каяш кола
         Назван и е «младограммати к и » (Junggrammatiker) бы ло дан о предс та-
ви телям дан н ой паради гмы н емецк и м фи лологом Ф ри дри хом Ц арн к е
(1825-1891). К ак мож н о догадатьс я, он о отраж ает эн ту зи азм и с с ледовате-
лей, в ту пору дос таточ н о молоды х. Э тот эн ту зи азм проявлялс я в с мелой
к ри ти к е ли н гви с тов с таршего пок олен и я. К арл Б ру гман (1849-1919), оди н
и з ос н ователей младограммати ч ес к ой Л ейпци гс к ой шк олы , с вооду шевле-
н и ем вос при н ял это прозви ще, и с о времен ем это с лово с тало терми н ом.
         М ладограммати к и вы с ту пали проти в с леду ю щи х «грехов» с тарой
к омпарати ви с ти к и :
         а) проти в при зн ан и я и с точ н и к ом язы к овы хи змен ен и й «с аморазви -
ти я ду ха»; для младограммати к ов при ч и н а разви ти я язы к а ви делас ь н е во-
вн е, а вн у три его с амого, в с амодви ж ен и и язы к овой с и с темы ; замети м н а
поляхи н терес н у ю паради гмати ч ес к у ю параллель с к он цепци ей с овремен -
н ой теори ей с и с тем (с амоорган и зу ю щи ес я, с амотворящи е и ли ау топоэти -
ч ес к и е с и с темы , к ч и с лу к оторы хпри н адлеж и т и зн ак овое поведен и е);
         б) проти в при зн ан и я дву хэтапов в разви ти и язы к а («ю н ошес к ого» и
«с тарч ес к ого»); к ак с ч и тали предс тави тели Л ейпци гс к ой шк олы , вы воды
и с с ледователя долж н ы ос н овы ватьс я н а зафи к с и рован н ы хфак тахи дос ти -
гатьс я пос редс твом с трогой методи к и и с с ледован и я (н апри мер, бы ло
предлож ен о разли ч ать звуковы есоот вет ст ви я к ак с опос тавлен и я одн ого