Промышленный дизайн. Кочегаров Б.Е. - 10 стр.

UptoLike

Составители: 

2 3
Проектировали и строили эти машины люди, владевшие
многими специальностями: архитектора и механика, ремес-
ленника, изобретателя и художника. Один и тот же человек
создавал архитектурный проект и руководил строительством,
расписывал стены фресками и конструировал машины, необ-
ходимые для стройки. Органическая связь технического твор-
чества с художественным была характерным признаком эпохи
и определяла особенности формообразования всей предметной
среды, включая мир техники. Профессия художника считалась
тогда обычной ремесленной профессией и люди этой профес-
сии по своему общественному положению никоим образом
не отличались от представителей других ремесленных
групп. Художники подчинялись цеховой структуре. Иногда
они не имели своих цехов: известны случаи, когда архи-
текторы и скульпторы входили в цех каменщиков, а живопис-
цы в цех аптекарей, поскольку им приходилось изготовлять
и смешивать краски.
Очень часто инженер-художник должен был совмещать
в одном лице целый ряд профессий: он был скульптором, ар-
хитектором, живописцем. В его обязанности входило также
сооружение повозок, мельниц, мостов, водоемов, расширение
рек. Ему же поручалось строить военные крепости и машины.
Таким образом, профиль инженера-художника оказывался
чрезвычайно широким, и круг его технических обязанностей
был не уже, чем его художественный диапазон.
Средневековый инженер-художник приобретал знания и
профессиональные навыки во всех областях искусства и тех-
ники путем цехового ученичества: каждый отдельный мастер
передавал своим ученикам арсенал приемов и навыков, хра-
нившийся в строгой тайне от посторонних. Каждая новая за-
дача, будь это постройка дворца или новой машины, решалась
на глаз, чисто практически.
На этой ранней ступени, когда техническое творчество
не подкреплялось еще научными знаниями, именно человек с
наиболее развитыми творческими способностями и фантазией
мог создавать новые конструкции и формы (позже, в XIX в.,
когда возникли проблемы соотношения искусства и техники,
творческую фантазию называли общей исходной чертой двух
таких непохожих и, казалось бы, взаимно исключающих друг
друга сфер человеческой деятельности, как художественное и
техническое творчество).
В средние века искусство не делилось на чистое и при-
кладное (т.е. искусство «красивой» вещи, которая, будучи
предназначенной, для какой-либо утилитарной цели, играет
одновременно роль украшения), а сливалось в одну профес-
сию. И то и другое выражалось одним словом латинским
«ars» или греческим «τεχυη». Ρлияние осуществлялось и на
практике: так, знаменитый Альбрехт Дюрер был не только ве-
ликим художником, но и мастером-златокузнецом, другой вы-
дающийся немецкий художник Ганс Гольбейн-младший не
гнушался ремесленных поделок по украшению фасадов зда-
ний и изготовлению витражей. Разделение искусства на чис-
тое и прикладное возникло значительно позже, только в век
промышленного переворота.
Так обстояло дело с технической практикой. Теории же
пока не существовало. Если бы можно было спросить средне-
векового инженера-художника, что он называет машиной, он
привел бы сохранившееся со времени Римской империи опре-
деление архитектора и инженера Витрувия, гласившее, что
машина есть сочетание соединенных вместе деревянных час-
тей, обладающих огромной силой для передвижения тяже-
стей [1]. А ведь в XIV...XV вв. уже знали разного рода мель-
ницы, военные машины, хитроумные приспособления для
шлифования металла и камней, ткацкие станки и другие ма-
шины, не укладывавшиеся в рамки приспособлений для под-
нятия тяжестей.
При всем разнообразии функций этим машинам было
свойственно определенное стилевое единство.
Из поколения в поколение инженер-художник, присту-
пая к постройке машины, проектируя ее, имел возможность
PDF created with pdfFactory trial version www.pdffactory.com
             Проектировали и строили эти машины люди, владевшие     мог создавать новые конструкции и формы (позже, в XIX в.,
       многими специальностями: архитектора и механика, ремес-      когда возникли проблемы соотношения искусства и техники,
       ленника, изобретателя и художника. Один и тот же человек     творческую фантазию называли общей исходной чертой двух
       создавал архитектурный проект и руководил строительством,    таких непохожих и, казалось бы, взаимно исключающих друг
       расписывал стены фресками и конструировал машины, необ-      друга сфер человеческой деятельности, как художественное и
       ходимые для стройки. Органическая связь технического твор-   техническое творчество).
       чества с художественным была характерным признаком эпохи          В средние века искусство не делилось на чистое и при-
       и определяла особенности формообразования всей предметной    кладное (т.е. искусство «красивой» вещи, которая, будучи
       среды, включая мир техники. Профессия художника считалась    предназначенной, для какой-либо утилитарной цели, играет
       тогда обычной ремесленной профессией и люди этой профес-     одновременно роль украшения), а сливалось в одну профес-
       сии по своему общественному положению никоим образом         сию. И то и другое выражалось одним словом – латинским
       не отличались от представителей других ремесленных           «ars» или греческим «τεχυη». Ρлияние осуществлялось и на
       групп. Художники подчинялись цеховой структуре. Иногда       практике: так, знаменитый Альбрехт Дюрер был не только ве-
       они не имели своих цехов: известны случаи, когда архи-       ликим художником, но и мастером-златокузнецом, другой вы-
       текторы и скульпторы входили в цех каменщиков, а живопис-    дающийся немецкий художник Ганс Гольбейн-младший не
       цы – в цех аптекарей, поскольку им приходилось изготовлять   гнушался ремесленных поделок по украшению фасадов зда-
       и смешивать краски.                                          ний и изготовлению витражей. Разделение искусства на чис-
             Очень часто инженер-художник должен был совмещать      тое и прикладное возникло значительно позже, только в век
       в одном лице целый ряд профессий: он был скульптором, ар-    промышленного переворота.
       хитектором, живописцем. В его обязанности входило также           Так обстояло дело с технической практикой. Теории же
       сооружение повозок, мельниц, мостов, водоемов, расширение    пока не существовало. Если бы можно было спросить средне-
       рек. Ему же поручалось строить военные крепости и машины.    векового инженера-художника, что он называет машиной, он
       Таким образом, профиль инженера-художника оказывался         привел бы сохранившееся со времени Римской империи опре-
       чрезвычайно широким, и круг его технических обязанностей     деление архитектора и инженера Витрувия, гласившее, что
       был не уже, чем его художественный диапазон.                 машина есть сочетание соединенных вместе деревянных час-
             Средневековый инженер-художник приобретал знания и     тей, обладающих огромной силой для передвижения тяже-
       профессиональные навыки во всех областях искусства и тех-    стей [1]. А ведь в XIV...XV вв. уже знали разного рода мель-
       ники путем цехового ученичества: каждый отдельный мастер     ницы, военные машины, хитроумные приспособления для
       передавал своим ученикам арсенал приемов и навыков, хра-     шлифования металла и камней, ткацкие станки и другие ма-
       нившийся в строгой тайне от посторонних. Каждая новая за-    шины, не укладывавшиеся в рамки приспособлений для под-
       дача, будь это постройка дворца или новой машины, решалась   нятия тяжестей.
       на глаз, чисто практически.                                       При всем разнообразии функций этим машинам было
             На этой ранней ступени, когда техническое творчество   свойственно определенное стилевое единство.
       не подкреплялось еще научными знаниями, именно человек с          Из поколения в поколение инженер-художник, присту-
       наиболее развитыми творческими способностями и фантазией     пая к постройке машины, проектируя ее, имел возможность

                                    2                                                            3

PDF created with pdfFactory trial version www.pdffactory.com