Художественный текст в современной лингвистической парадигме. Кольцова Л.М - 29 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

29
большой степени индивидуальностиединичности») названий,
сложности классификации и квалификации разных по языковой форме
выражения «заголовочных комплексов», трудность вызывает даже самый
простой, элементарный вопрос: «Зачем произведению название
Вопрос этотдалеко не праздный, поскольку в современной
лингвопоэтике существуют совершенно противоположные точки зрения
на роль заглавия. Так, Е. Невзглядова в книге «Звук и смысл
» пишет: «но
многие стихи, мне кажется, протестуют против заглавия, навязанного им
современной модой (выделено нами). Именно потому, что в неназванных
стихах шире становится тема, а повод получает свое законное боковое
место (выделено нами)» (Невзглядова 1998, с. 102). «Поводом», по
мнению исследователя, диктуется выбор названия лирического текста.
Что касается прозыто «в прозе
заглавиевещь условная» (там же,
с. 101).
Другая точка зрения заключается в признании текстообразующей
роли заголовка, но в условиях макротекста, то есть в «текст-континууме»
(см. напр., Нижегородова 1997). Ю. М. Лотман, отмечая, что «разговором
о заглавии, как правило, следует начинать и кончать анализ» (Лотман
1996, с. 780), предупреждает о необходимости осторожного отношения
к
такому методическому приему, как озаглавливание кусков текста,
поскольку «внесение каких-либо «своих» слов (учителя или учеников) в
заголовки отрывков крайне нежелательно. Следует, однако, оговориться,
что все сказанное относится к поэтическому текступроза в этом
отношении допускает больше свободы (выделено нами)» (там же, с. 780).
Думается, стоит пристально рассмотреть форму предъявления
начала
текста, то есть непосредственно позицию и способы ее
маркирования, чтобы убедиться в том факте, что начало и конец текста,
даже в аспекте их графической репрезентации, далеко не то же самое, что
«рама в живописи», или «рампа в театре».
Посмотрим с этой точки зрения на некоторые «зачины» рассказов
Н. С. Лескова
, сложно и разнообразно организованные.
Некрещеный поп
Невероятное событие
(Легендарный случай)
Посвящается Федору Ивановичу Буслаеву
Эта краткая запись о действительном, хотя и невероятном событии
посвящается мною достойному ученому, знатоку русского слова, не
потому, чтобы я имел притязание считать настоящий рассказ достойным
внимания как литературное произведение. Нет; я посвящаю его имени Ф.
И. Буслаева потому, что это оригинальное событие уже
теперь, при жизни
главного лица, получило в народе характер вполне законченной легенды;
                                    29
большой степени индивидуальности («единичности») названий,
сложности классификации и квалификации разных по языковой форме
выражения «заголовочных комплексов», трудность вызывает даже самый
простой, элементарный вопрос: «Зачем произведению название?»
       Вопрос этот – далеко не праздный, поскольку в современной
лингвопоэтике существуют совершенно противоположные точки зрения
на роль заглавия. Так, Е. Невзглядова в книге «Звук и смысл» пишет: «но
многие стихи, мне кажется, протестуют против заглавия, навязанного им
современной модой (выделено нами). Именно потому, что в неназванных
стихах шире становится тема, а повод получает свое законное боковое
место (выделено нами)» (Невзглядова 1998, с. 102). «Поводом», по
мнению исследователя, диктуется выбор названия лирического текста.
       Что касается прозы – то «в прозе заглавие – вещь условная» (там же,
с. 101).
       Другая точка зрения заключается в признании текстообразующей
роли заголовка, но в условиях макротекста, то есть в «текст-континууме»
(см. напр., Нижегородова 1997). Ю. М. Лотман, отмечая, что «разговором
о заглавии, как правило, следует начинать и кончать анализ» (Лотман
1996, с. 780), предупреждает о необходимости осторожного отношения к
такому методическому приему, как озаглавливание кусков текста,
поскольку «внесение каких-либо «своих» слов (учителя или учеников) в
заголовки отрывков крайне нежелательно. Следует, однако, оговориться,
что все сказанное относится к поэтическому тексту – проза в этом
отношении допускает больше свободы (выделено нами)» (там же, с. 780).
       Думается, стоит пристально рассмотреть форму предъявления
начала текста, то есть непосредственно позицию и способы ее
маркирования, чтобы убедиться в том факте, что начало и конец текста,
даже в аспекте их графической репрезентации, далеко не то же самое, что
«рама в живописи», или «рампа в театре».
       Посмотрим с этой точки зрения на некоторые «зачины» рассказов
Н. С. Лескова, сложно и разнообразно организованные.

                           Некрещеный поп
                       Невероятное событие
                         (Легендарный случай)
                               Посвящается Федору Ивановичу Буслаеву


      Эта краткая запись о действительном, хотя и невероятном событии
посвящается мною достойному ученому, знатоку русского слова, не
потому, чтобы я имел притязание считать настоящий рассказ достойным
внимания как литературное произведение. Нет; я посвящаю его имени Ф.
И. Буслаева потому, что это оригинальное событие уже теперь, при жизни
главного лица, получило в народе характер вполне законченной легенды;