ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
32
Организация начала текста в виде многоступенчатого построения,
где каждая следующая «ступенька», введенная дополнительная позиция
поддерживает предшествующую, что в целом образует «приступ»,
необходимый для экспликации авторской идеи, мировоззренческой
установки, может быть определена как суммирующая позиция
абсолютного начала текста. Сумма компонентов, выстроенных в
определенном порядке, представляет собой свернутый текст со сложным
рематическим комплексом
. Весь этот комплекс может быть развернут в
связный текст, что, по сути дела, и происходит в ходе повествования, но
уже в преобразованном, расширенном, образном предъявлении.
Начало важно для читателя, так как именно оно вводит систему
координат того мира, который будет разворачиваться перед читателем.
Основные функции начала:
1) сигнальная (сигнал начала
действий);
2) ввод системы координат;
3) организация связи между заголовком и эпиграфом, с одной
стороны, и линейно развивающимся текстом с другой;
4) определение позиции автора (рассказчика) в сюжетном
времени.
Конец важен прежде всего тем, «что это единый компонент текста,
актуализирующий категорию завершенности» (Кухаренко 1988, с.130).
Для автора конец всегда носит интенциональный
, индивидуально-
заданный характер. Для читателя однозначность авторского завершения
отнюдь не самоочевидна. Чем больше самостоятельности разрешает автор
читателю, реализуя свою прагматическую установку воздействия на него,
тем выше вероятность, что читатель не воспримет конец текста как
завершение произведения.
Начало и конец образуют рамку художественного текста. Начало
текста функционирует как кодовый ключ – из
него читатель узнает, как
следует декодировать дальнейший текст; конец – отмечает завершение
сюжетной ситуации, причем, поскольку всякий художественный текст
обобщает, то завершается тем или иным образом не данное единичное
событие, а «конструкция мира в целом» (Лотман 1970, с.255).
Эпиграф – это тот компонент художественного текста, который
отсылает читателя к исходному тексту и программирует
стиль
ассоциаций. Эпиграф имеет двоякую направленность – на исходный текст
и на новый текст, которому он предпосылается (Тураева 1986, с.54). Его
можно сравнить с лакмусовой бумажкой: истинный смысл текста
проявляет, но сам в реакции не участвует. В композиционном отношении
эпиграф автономен: это текст в тексте, имеющий собственного автора,
свою сферу функционирования и свою
исходную коммуникативную
ситуацию. Эпиграф активизирует творческую деятельность читателя,
32 Организация начала текста в виде многоступенчатого построения, где каждая следующая «ступенька», введенная дополнительная позиция поддерживает предшествующую, что в целом образует «приступ», необходимый для экспликации авторской идеи, мировоззренческой установки, может быть определена как суммирующая позиция абсолютного начала текста. Сумма компонентов, выстроенных в определенном порядке, представляет собой свернутый текст со сложным рематическим комплексом. Весь этот комплекс может быть развернут в связный текст, что, по сути дела, и происходит в ходе повествования, но уже в преобразованном, расширенном, образном предъявлении. Начало важно для читателя, так как именно оно вводит систему координат того мира, который будет разворачиваться перед читателем. Основные функции начала: 1) сигнальная (сигнал начала действий); 2) ввод системы координат; 3) организация связи между заголовком и эпиграфом, с одной стороны, и линейно развивающимся текстом с другой; 4) определение позиции автора (рассказчика) в сюжетном времени. Конец важен прежде всего тем, «что это единый компонент текста, актуализирующий категорию завершенности» (Кухаренко 1988, с.130). Для автора конец всегда носит интенциональный, индивидуально- заданный характер. Для читателя однозначность авторского завершения отнюдь не самоочевидна. Чем больше самостоятельности разрешает автор читателю, реализуя свою прагматическую установку воздействия на него, тем выше вероятность, что читатель не воспримет конец текста как завершение произведения. Начало и конец образуют рамку художественного текста. Начало текста функционирует как кодовый ключ – из него читатель узнает, как следует декодировать дальнейший текст; конец – отмечает завершение сюжетной ситуации, причем, поскольку всякий художественный текст обобщает, то завершается тем или иным образом не данное единичное событие, а «конструкция мира в целом» (Лотман 1970, с.255). Эпиграф – это тот компонент художественного текста, который отсылает читателя к исходному тексту и программирует стиль ассоциаций. Эпиграф имеет двоякую направленность – на исходный текст и на новый текст, которому он предпосылается (Тураева 1986, с.54). Его можно сравнить с лакмусовой бумажкой: истинный смысл текста проявляет, но сам в реакции не участвует. В композиционном отношении эпиграф автономен: это текст в тексте, имеющий собственного автора, свою сферу функционирования и свою исходную коммуникативную ситуацию. Эпиграф активизирует творческую деятельность читателя,
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 30
- 31
- 32
- 33
- 34
- …
- следующая ›
- последняя »