Художественный текст в современной лингвистической парадигме. Кольцова Л.М - 33 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

33
привлекает его личные ассоциации и широкий жизненный опыт. По
мнению В.А.Кухаренко, «для формирования читательской установки
важен не только эпиграф, но и его происхождение: временная,
пространственная, социокультурная, персонологическая отдаленность
источника» (Кухаренко 1988, с. 128).
Эпиграф соотносится с последующим текстом как целым, отличаясь
от заглавия тем, что его связность с текстом, как правило
, чисто
семантическая. Его повтор в тексте встречается гораздо реже, чем
заглавия, но если это происходит, то значимость такого повтора весьма
велика. Она еще больше возрастает, когда заглавие повторяется в
эпиграфе, а последнийв тексте.
Имена собственные в начале текста, при первом употреблении
индексальный знак, подобный неопределенному артиклю. Оно только
указывает
на свой референт, который получатель воспринимает как
некоторый X (например, в списке действующих лиц «Горе от ума»
Молчалинлишь имя одного из персонажей, о котором еще ничего,
кроме имени, не известно). В этой позиции имя собственное осуществляет
катафорическое указание, отсылая получателя «вниз», в последующее
пространство текста. По мере чтения этот X приобретает
какие-то
семантические свойства, которые по прочтении могут мыслиться как
коннотация знака X. В конце текста имя собственное приближается к
условному знаку, и к тому же во многих случаях мотивированному. Его
мотивировка и коннотацияв предшествующем пространстве текста (так,
оказывается, что известный персонаж «Горя от ума» назван Молчалиным
не случайно, а потому
, что угодливое молчаниеосновное средство,
избранное им для достижения корыстных целей…). Поэтому, не теряя
полностью свойств индексального знака, имя собственное в конце текста
анафорически отсылает «назад» - к предшествующему пространству
текста; в этой позиции оно подобно определенному артиклю (Лукин 2005,
с.45-47).
Ключевые слова также играю особую роль в установлении
внутритекстовых семантических связей
и организации читательского
восприятия.
Ключевые слова обладают рядом существенных признаков, которые
позволяют дифференцировать их на фоне других лексических единиц.
Такими признаками являются:
1) высокая степень повторяемости данных слов в тексте,
частотность их употребления;
2) способность знака конденсировать, свертывать информацию,
выраженную целым текстом (этот признак особенно ярко проявляется у
ключевых слов
в позиции заглавия);
3) соотнесение двух содержательных уровней текста: собственно
фактологического и концептуальногои «получение в результате этого
                                  33
привлекает его личные ассоциации и широкий жизненный опыт. По
мнению В.А.Кухаренко, «для формирования читательской установки
важен не только эпиграф, но и его происхождение: временная,
пространственная, социокультурная, персонологическая отдаленность
источника» (Кухаренко 1988, с. 128).
      Эпиграф соотносится с последующим текстом как целым, отличаясь
от заглавия тем, что его связность с текстом, как правило, чисто
семантическая. Его повтор в тексте встречается гораздо реже, чем
заглавия, но если это происходит, то значимость такого повтора весьма
велика. Она еще больше возрастает, когда заглавие повторяется в
эпиграфе, а последний – в тексте.

      Имена собственные в начале текста, при первом употреблении –
индексальный знак, подобный неопределенному артиклю. Оно только
указывает на свой референт, который получатель воспринимает как
некоторый X (например, в списке действующих лиц «Горе от ума»
Молчалин – лишь имя одного из персонажей, о котором еще ничего,
кроме имени, не известно). В этой позиции имя собственное осуществляет
катафорическое указание, отсылая получателя «вниз», в последующее
пространство текста. По мере чтения этот X приобретает какие-то
семантические свойства, которые по прочтении могут мыслиться как
коннотация знака X. В конце текста имя собственное приближается к
условному знаку, и к тому же во многих случаях мотивированному. Его
мотивировка и коннотация – в предшествующем пространстве текста (так,
оказывается, что известный персонаж «Горя от ума» назван Молчалиным
не случайно, а потому, что угодливое молчание – основное средство,
избранное им для достижения корыстных целей…). Поэтому, не теряя
полностью свойств индексального знака, имя собственное в конце текста
анафорически отсылает «назад» - к предшествующему пространству
текста; в этой позиции оно подобно определенному артиклю (Лукин 2005,
с.45-47).

      Ключевые слова также играю особую роль в установлении
внутритекстовых семантических связей и организации читательского
восприятия.
      Ключевые слова обладают рядом существенных признаков, которые
позволяют дифференцировать их на фоне других лексических единиц.
Такими признаками являются:
      1)   высокая степень повторяемости данных слов в тексте,
частотность их употребления;
      2)   способность знака конденсировать, свертывать информацию,
выраженную целым текстом (этот признак особенно ярко проявляется у
ключевых слов в позиции заглавия);
      3)   соотнесение двух содержательных уровней текста: собственно
фактологического и концептуального – и «получение в результате этого