Художественный текст в современной лингвистической парадигме. Кольцова Л.М - 35 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

35
возможна редукция ключевого знака до одноплановой семантической
единицы.
Сильная позиция всегда выражается формально, занимая тот или
иной участок линейного пространства текста.
Нередко композицию понимают как родовое понятие, включая в
него то, что называется композицией, и одновременно то, что относится к
семантической структуре (Лукин 2005, с. 183-187).
По степени эксплицитности наиболее характерные внутритекстовые
формы
интерпретации могут быть расположены в следующем порядке:
анаграммазаголовоктекст в текстеметатекст в тексте.
Анаграмма способ формально-семантической организации
текста, при котором повторы звуков и слогов (букв и их комбинаций)
воспроизводят центральное в смысловом отношении слово данного
текста.
Анаграмму следует отличать от палиндрома (буккуб, ропот
топот
анаграммы; казак, кабакпалиндромы). Анаграмма всегда
соотносится с сильными позициями текста и необходима для его
интерпретации. Палиндром же, взятый в структурном аспекте,
представляет собой один из моментов в прочтении анаграммы.
Уникальные случаи текстов-палиндромов ничего не доказывают, т.к. в
основе их создания лежит искусная, но все же искусственная поэтическая
техника
, а не естественный процесс текстопорождения, всегда в
значительной мере бессознательный (Лукин 2005, с.129).
Текст в тексте. Если соответствующая часть текста обладает
семантической автономностью, ее можно считать текстом в тексте. Если
же, кроме того, этот текст в тексте относится к обрамляющему тексту как
знак к обозначаемому, то он приобретает статус метатекста. В
качестве
примера текста в тексте модно привести так называемый Kuenstlerepisode.
Этим литературоведческим термином обозначается часть литературного
произведения, в которой изображается художник во время творческого
процесса. Текст в текстеэто всегда опосредованная внутренняя
интерпретация текста, отсылающая прежде всего к авторской концепции
творчества. Вот, например, относительно автономный фрагмент, в
котором описывается творческий процесс
уже отнюдь не столь
одаренного художника Райского из «Обрыва»:
«Он тихо, почти машинально, опять коснулся глаз: они стали более
жизненны, говорящи, но еще холодны. Он долго водил кистью около глаз,
опять задумчиво мешал краски и провел в глазу какую-то черту, поставил
нечаянно точку, как учитель некогда в школе поставил
на его
безжизненном рисунке, потом сделал что-то, чего и сам объяснить не
мог, в другом глазуИ вдруг сам замер от искры, какая блеснула ему из
них.
                                  35
возможна редукция ключевого знака до одноплановой семантической
единицы.
      Сильная позиция всегда выражается формально, занимая тот или
иной участок линейного пространства текста.
      Нередко композицию понимают как родовое понятие, включая в
него то, что называется композицией, и одновременно то, что относится к
семантической структуре (Лукин 2005, с. 183-187).
      По степени эксплицитности наиболее характерные внутритекстовые
формы интерпретации могут быть расположены в следующем порядке:
анаграмма – заголовок – текст в тексте – метатекст в тексте.

      Анаграмма – способ формально-семантической организации
текста, при котором повторы звуков и слогов (букв и их комбинаций)
воспроизводят центральное в смысловом отношении слово данного
текста.
      Анаграмму следует отличать от палиндрома (бук – куб, ропот –
топот – анаграммы; казак, кабак – палиндромы). Анаграмма всегда
соотносится с сильными позициями текста и необходима для его
интерпретации. Палиндром же, взятый в структурном аспекте,
представляет собой один из моментов в прочтении анаграммы.
Уникальные случаи текстов-палиндромов ничего не доказывают, т.к. в
основе их создания лежит искусная, но все же искусственная поэтическая
техника, а не естественный процесс текстопорождения, всегда в
значительной мере бессознательный (Лукин 2005, с.129).

      Текст в тексте. Если соответствующая часть текста обладает
семантической автономностью, ее можно считать текстом в тексте. Если
же, кроме того, этот текст в тексте относится к обрамляющему тексту как
знак к обозначаемому, то он приобретает статус метатекста. В качестве
примера текста в тексте модно привести так называемый Kuenstlerepisode.
Этим литературоведческим термином обозначается часть литературного
произведения, в которой изображается художник во время творческого
процесса. Текст в тексте – это всегда опосредованная внутренняя
интерпретация текста, отсылающая прежде всего к авторской концепции
творчества. Вот, например, относительно автономный фрагмент, в
котором описывается творческий процесс уже отнюдь не столь
одаренного художника Райского из «Обрыва»:
      «Он тихо, почти машинально, опять коснулся глаз: они стали более
жизненны, говорящи, но еще холодны. Он долго водил кистью около глаз,
опять задумчиво мешал краски и провел в глазу какую-то черту, поставил
нечаянно точку, как учитель некогда в школе поставил на его
безжизненном рисунке, потом сделал что-то, чего и сам объяснить не
мог, в другом глазу… И вдруг сам замер от искры, какая блеснула ему из
них.