Стилистика и литературное редактирование. Константинова Л.А. - 71 стр.

UptoLike

Составители: 

38
своих единиц по сравнению с лексикой и фразеологией. Принято считать, что
грамматические единицы не содержат в своем значении эмоциональные оттенки.
Грамматическая форма нейтральна в смысле принципиальной способности выражать или
вмешать в себя любое содержание. Однако сам факт употребления, выбора той или иной
формы, содержащий ее косвенную оценку, делает эту форму ненейтральной. Определенная
совокупность грамматических единиц, их выбор и сочетание в данном тексте функционально
значимы, обусловлены содержательными и стилевыми задачами. Иными словами,
грамматические формы и конструкции приобретают в тексте дополнительные функции, не
свойственные им при изолированном рассмотрении этих единиц.
Так, в художественном произведении выбор грамматической формы предопределен
эстетической функцией, и грамматическая структура текста художественно значима. В
других стилях выбор грамматической формы диктуется иными задачами, иными функциями,
и грамматическая структура текста также оказывается ненейтральной с точки зрения
назначения этих стилей.
В чем же заключается
значение морфологии для стилистики?
Известный языковед А.М. Пешковский считал, что изучаться и сравниваться в
стилистической морфологии должны не грамматические значения, а лишь грамматические
синонимы, т. е. значения слов и словосочетаний, близкие друг к другу по их
грамматическому смыслу. Как писал А.М. Пешковский, морфологические синонимы в
нашем языке все наперечет. Вот они: 1) сырасыру, 2) в лесев лесу, 3) аптекари
аптекаря, 4) добрыйдобр.
Очень важен синонимический аспект морфологии. Выразительность
морфологической категории определяется вариантностью, богатством синонимических
средств выражения одного и того же содержания. При этом наиболее общим и характерным
выступает сопоставление, противопоставление стилистически нейтральных и стилистически
отмеченных (маркированных) вариантов (В отпуске книжн., в отпуску разгов.). Эта
бинарная оппозиция проходит через все морфологические средства.
Однако синонимикой не ограничивается значение морфологии для стилистики.
Морфологические средства имеют ценность и сами по себе. Так, экспрессивные ресурсы
частей речи определяются богатством их категорий. Глагол, например, обладает категориями
лица, времени, наклонения, вида, числа и др. Разнообразие категорий той или иной части
речи обусловливает семантическую емкость, глубину, многообразные тонкие оттенки
смысла. Рассмотрим (хотя бы кратко) выразительные возможности морфологии.
В
ЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ МОРФОЛОГИИ
Для стилистического облика текста немаловажное значение имеет соотношение
частей речи. Интерес к тому, как взаимодействуют части речи в предложении, каким должно
быть их соотношение, возник еще в древнем Риме. Считалось, что для поэзии «золотым
сечением» является пропорция, при которой объединяются один глагол с двумя
существительными и двумя прилагательными. Предполагалось, что такую
фразу отличают
легкость понимания, ясность, четкость и прозрачность (Маленькая девочка шла по тенистой
аллее.). И хотя на практике подобный идеал недостижим и нереален (речь слишком
разнообразна), показателен сам интерес к взаимодействию частей речи.
Соотношение частей речи действительно важная характеристика стиля. В этом плане
главная оппозиция – «имяглагол», имеющая глубинный, существенный
характер. Имена (в
широком смысле) называют предметы, факты, события. Глагол воспроизводит, обозначает
процессы, действия, состояния. Существительное позволяет выразить одно и то же
содержание более статично, глаголболее динамично. По этому признаку (преобладание
имен или глаголов) стили делят на номинативный и вербальный (глагольный). С этой точки
зрения противопоставляются научная и официально-деловая речь с одной стороны и
художественная речь с другой стороны.