ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
По мнению все того же А.Л. Никифорова, такой подход можно
назвать «теоретизмом».
Последователи «фактуализма» опираются на утверждение,
что факт по своей природе автономен и поэтому не зависим от
теории. Чаще всего подобный образ факта ими ассоциируется с
чувственным образом, а последний, по их мнению, не зависим от
языка. Поэтому если идет речь о выражении этих образов в
мыслительной форме, то «фактуалисты» стараются разводить
предложенные теории и предложения, описывающие автономные
факты. Спецификой предложений о чувственных образах
является то, что это предложения о чистых чувственных
явлениях. В любом случае «фактуалисты» пытаются отстаивать
линию на противопоставление теории и фактов. Это порождает
некоторые особенности понимания познавательного процесса.
Одна из таких особенностей заключается в допущении
инвариантности фактов и языков наблюдения по отношению к
сменяющим друг друга теориям. Такая установка приводит к
формированию кумулятивисткого подхода в познавательной
деятельности. Поскольку получается, что раз факт не зависим от
теории, то их количество будет только накапливаться. К тому же,
в подобном понимании, по сути, не учитывается исторический
фактор. Как будто получается, что раз факт стал научным, то это
уже навеки. Теория в таком случае низводится до инструмента,
играющего второстепенную роль в познании. А по-настоящему
надежным, достоверным, научным знанием будет знание фактов
(неизменных по своему статусу). Второстепенную и пассивную
роль «фактуализм» отводит и для исследователя, его творческого
потенциала. Все идет от фактов, а роль ученого заключается в
том, чтобы их лишь фиксировать. Хотя ими («фактуалистами»)
допускается, что теория может поощрять деятельность по поиску
и созданию новых фактов, но тем не менее ее роль вторична.
Ученый играет в рамках этого подхода лишь роль «фотографа»,
задача которого скопировать, изобразить фрагмент
действительности.
Последователи же «теоретизма», соглашаясь с
особенностями трактовки роли фактов в «фактуализме»,
настаивают на глубокой связи, существующей между теорией и
фактами. Наиболее четко данная позиция наблюдается в
концепции видного «теоретиста» и постпозитивиста Т. Куна.
Вводимое им понятие «парадигма» (как «сверхтеория»)
определяет не только идеалы и нормы научного познания, но и
113
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 111
- 112
- 113
- 114
- 115
- …
- следующая ›
- последняя »