Философия науки. Корниенко А.А - 180 стр.

UptoLike

Рубрика: 

фальсификация, как называет его Поппер). Стало быть, стандартная
антитеза открытия и обоснования превращается в антитезу открытия и
опровержения. Если бы не это единственное отличие, то автором
классической формулировки стандартной концепции открытия и
обоснования следовало бы считать не Рейхенбаха, а Поппера, ведь его
книга вышла тремя годами раньше рейхенбаховской, да и концепция
была сформулирована яснее и четче. И тем не менее, книга
прозвучала как вызов. Почему? Нам кажется аргументированной
точка зрения на это Е.П. Никитина: это было обусловлено тем, что
Поппер уже в 30-е годы действительно расходился со стандартной
концепцией в ряде весьма важных пунктов (мы не будем их здесь
рассматривать, так как они выходят за рамки нашей темы) Но тогда
эта концепция только-только сформировалась и начала привлекать к
себе массу сторонников; в хоре их восторженных голосов
попперовский вызов остался почти незамеченным. И так
продолжалось до конца 50-х годов. Появление книги Поппера на
английском языке совпало с тем временем возможно, было прямо
обусловлено духом того времени), когда вызов уже смогли- а главное
захотели – услышать.
Во-вторых, было все-таки в книге одно место, которое
находилось в полном согласии с ее новым заголовком. Мы имеем в
виду предисловие к английскому изданию. В этом предисловии автор
заявлял, что эпистемология не должна ограничиваться построением
языковых моделей (готового, ставшего) знания, чем как раз грешила
стандартная концепция, ибо центральной проблемой эпистемологии
всегда была и до сих пор остается проблема роста знания. В самое
ближайшее время она стала действительно центральной для Поппера.
В 1960 и 1961 гг. он делает по этой теме два доклада, которые
затем объединяет в статью «Истина, рациональность и рост научного
знания». Данная статья заняла, по сути дела, центральное место в его
сборнике «Предположения и опровержения», вышедшем в 1962 г. (K.
R. Popper. Conjectures and Refutations. N.Y.)
Появление названных работ Хэнсона и Поппера послужило
своеобразным катализатором, который вызвал все ускоряющуюся
реакцию против стандартной концепции открытия и обоснования.
Был снят многолетний запрет на философский анализ открытия.
В начале 60-х годов появляются первые (не считая хэнсоновских)
работы, специально посвященные этой теме. Таковы, к примеру,
книга Д. Пойа «Математическое открытие» и статья Т. Куна
180