Теория разделения властей. Косов Р.В. - 14 стр.

UptoLike

Составители: 

справедливости. Эта идея наиболее четко была сформулирована Протагором: «Человек есть мера
всем вещам существованию существующих и несуществованию несуществующих».
16
Такая трак-
товка резко отличалась от традиционного представления о божественном начале как единственной
мере равенства и справедливости. Протагор прямо подвергал сомнению существование богов. Одно
из своих сочинений он начинает следующим образом: «О богах я не могу знать, есть ли они, нет ли
их, потому что слишком многое препятствует этому знанию… «.
17
Тема самоценности и автономии человеческой личности получила свое продолжение в творчест-
ве Сократа, который определял уникальность человека через понятие личной свободы. В его учении
свобода выступала в двух ипостасях: как внутреннее измерение личностных качеств или добродете-
ли, и как независимость от внешнего мира. Интересно, что внутренняя свобода для Сократа опреде-
лялась законами природы, а не персонифицированными божественными сущностями.
Когда ему сказали: «Афиняне тебя осудили на смерть», он ответил: «А природа осудила их са-
мих»
18
Сократ поставил высший закон справедливости намного выше несовершенных людских
правил, так как с его точки зрения они не соответствуют представлениям о добродетели, поэтому он
и не подчинился им. Важно то, что выбор был сделан сознательно. Ценою своей жизни Сократ дока-
зал возможность альтернативы: либо человек идет по пути истины и духовного совершенствования,
либо он живет по законам земного бытия. Этот принцип свободной неотчуждаемой воли в дальней-
шем станет важнейшей политико-правовой категорией, элементом мировоззренческой основы со-
временной цивилизации.
Для Сократа и его последователей свобода и добродетель представлялись абсолютными ценно-
стями, которые ничем не могли быть ограничены. «Кто добродетелен, тот выше людского суда».
19
Дошедшие до нас фрагменты творчества и сама судьба философа служат замечательным подтвер-
ждением искренности его убеждений.
Платон, ученик Сократа, развивает его идеи о справедливости, равенстве и добродетели. Спра-
ведливость он определял как «надлежащую меру», т.е. определенное равенство в процессе социаль-
ного обмена, тоже самое по его мнению относится и к праву. Наибольшей оригинальностью отлича-
ется его концепция идеального государства. В творчестве Платона впервые была четко и однозначно
сформулирована цель развития государственности. Такой целью стала гармония – совершенная орга-
низация политической власти на основе единства мудрости, мужества, рассудительности и справед-
ливости.
Огромный вклад в дальнейшую разработку политико-правовых принципов античного мира внес
Аристотель, с именем которого связано возникновение политической науки. Его учение носит мно-
гоплановый характер и касается практически всех сфер общественной жизни. В работах Аристотеля
подчеркивается особая значимость социального начала человеческой природы, безусловная зависи-
мость личности от общества. Эта связь определяется прежде всего потребностью в общении с други-
ми членами коллектива.
С точки зрения Аристотеля государство является продуктом эволюции семьи, при этом делается
вывод о естественной, природной сущности государства. «Отсюда следует, что всякое государство
продукт естественного возникновения, как и первичные общения: оно является завершением их, в за-
вершении сказывается природа. […] Из всего сказанного явствует, что государство принадлежит к
тому, что существует по природе, и что человек по природе своей есть существо политическое».
20
Основным качеством свободного гражданина полиса считалось его право и обязанность участво-
вать в управлении государством, что было несомненным достижением политической культуры того
времени. Аристотель прямо говорил: «Мы же считаем гражданами тех, кто участвует в суде и народ-
ном собрании».
21
Еще большее значение, чем само это правило, имело следствие такой «встроенно-
сти» личности в систему властно-публичных отношений. Такая деятельность налагала значительную
16
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: Мысль, 1986. С. 349.
17
Там же.
18
Там же. С. 103.
19
Там же. С. 106.
20
Антология мировой и политической мысли: В 5 т. М.: Мысль, 2000. Т. 1. С. 107.
21
Там же. С. 117.