Современный сербский язык. Ковалев Н.С. - 7 стр.

UptoLike

Составители: 

7
ÂÂÎÄÍÀß ÒÅÌÀÂÂÎÄÍÀß ÒÅÌÀ
ÂÂÎÄÍÀß ÒÅÌÀÂÂÎÄÍÀß ÒÅÌÀ
ÂÂÎÄÍÀß ÒÅÌÀ
Сведени< из истории сербского <зыка. Сербский Aзык имеет
длительную историю формированиA литературных норм. Их исто-
ки находAтсA в кирилло-мефодиевских традициAх книжности, отра-
зившихсA в церковной литературе СредневековьA (Мирославовом
евангелии на кириллице, глаголических фрагментах переводов ДеA-
ний апостолов) и позволAющих признать существование сербского
извода старославAнского Aзыка. К XII в. относAтсA также грамоты и
другие деловые записи, свидетельствующие о высоком уровне гра-
мотности населениA сербских и хорватских земель.
Во второй половине XIV в. начинаетсA османское вторжение
на Балканы, которое предопределило характер развитиA близкород-
ственных славAнских народов и Aзыков на этой территории. Фор-
мирование их единого литературного Aзыка прекращаетсA: сербс-
каA (кириллическаA) письменнаA культура продолжает сохранAтьсA
в немногих монастырAх, а в хорватских землAх, нарAду с остатками
очагов глаголицы, усиливаетсA влиAние латинского письма. Раскол
в христианской церкви способствовал отделению католических се-
веро-западных земель от юго-восточных православных, находив-
шихсA и после утраты сербами своей государственности под влиA-
нием Константинопольской патриархии. С XVII в. центрами куль-
туры сербов постепенно становAтсA города Воеводины, где под уп-
равлением церковных иерархов складываетсA государственность. В
литературе этого периода преобладают церковные жанры, требо-
вавшие использованиA особого варианта книжного Aзыкасербс-
ко-славAнского; кроме того, в воеводинской письменности получил
применение русско-славAнский книжный Aзык (русский церковно-
славAнский с элементами «среднего» стилA). Опора на Aзык русской
церкви отражала стремление сербского духовенства к сохранению
среди сербов православиA в борьбе с католицизмом и униатством.
Развитие литературного Aзыка сербов вне свAзей с народной
речью не могло не привести к значительному разрыву между ними.
В 20-х годах XIX в. над проблемой преодолениA этого разрыва на-
чинает работать Вук Стефанович Караджич (1 787—1864). Его мно-
гостороннAA деAтельность включала изучение различных говоров
(сам Караджич, сын крестьAнина, был носителем штокавского иекав-
ского говора), запись произведений фольклора, филологическое
                     ÂÂÎÄÍÀß ÒÅÌÀ

      Сведени< из истории сербского <зыка. Сербский Aзык имеет
длительную историю формированиA литературных норм. Их исто-
ки находAтсA в кирилло-мефодиевских традициAх книжности, отра-
зившихсA в церковной литературе СредневековьA (Мирославовом
евангелии на кириллице, глаголических фрагментах переводов ДеA-
ний апостолов) и позволAющих признать существование сербского
извода старославAнского Aзыка. К XII в. относAтсA также грамоты и
другие деловые записи, свидетельствующие о высоком уровне гра-
мотности населениA сербских и хорватских земель.
      Во второй половине XIV в. начинаетсA османское вторжение
на Балканы, которое предопределило характер развитиA близкород-
ственных славAнских народов и Aзыков на этой территории. Фор-
мирование их единого литературного Aзыка прекращаетсA: сербс-
каA (кириллическаA) письменнаA культура продолжает сохранAтьсA
в немногих монастырAх, а в хорватских землAх, нарAду с остатками
очагов глаголицы, усиливаетсA влиAние латинского письма. Раскол
в христианской церкви способствовал отделению католических се-
веро-западных земель от юго-восточных православных, находив-
шихсA и после утраты сербами своей государственности под влиA-
нием Константинопольской патриархии. С XVII в. центрами куль-
туры сербов постепенно становAтсA города Воеводины, где под уп-
равлением церковных иерархов складываетсA государственность. В
литературе этого периода преобладают церковные жанры, требо-
вавшие использованиA особого варианта книжного Aзыка — сербс-
ко-славAнского; кроме того, в воеводинской письменности получил
применение русско-славAнский книжный Aзык (русский церковно-
славAнский с элементами «среднего» стилA). Опора на Aзык русской
церкви отражала стремление сербского духовенства к сохранению
среди сербов православиA в борьбе с католицизмом и униатством.
      Развитие литературного Aзыка сербов вне свAзей с народной
речью не могло не привести к значительному разрыву между ними.
В 20-х годах XIX в. над проблемой преодолениA этого разрыва на-
чинает работать Вук Стефанович Караджич (1787—1864). Его мно-
гостороннAA деAтельность включала изучение различных говоров
(сам Караджич, сын крестьAнина, был носителем штокавского иекав-
ского говора), запись произведений фольклора, филологическое

                               7