ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
13
Тайные языки предназначены только для посвященных. Такие жестовые
системы существуют у букмекеров на скачках , крупье в казино, у аукционеров ,
на радио и телевидении в "прямом эфире".
Артистические жестовые языки
Используются в пантомимах и танцах, где языком телодвижений выра-
жаются разнообразнейшие чувства и понятия. Индийский танец использовался
в пьесах, где отсутствие декораций и скупой реквизит возмещались мимиче -
ским языком танца, который часто исполнялся самостоятельно, представляя со -
бой настоящий танец- театр . Особенно известна школа танца катхакали , воз-
никшая в штате Керала (Южная Индия). В ее основе девять основных эмоций,
которые называются "navarasa" (девять вкусов ): любовь, презрение, грусть ,
гнев , гордость , страх , отвращение, удивление, умиротворение. Например , лю -
бовь (sringara) выражается так: быстрое движение бровей , глаза щурят, рот за-
крыт, шея слегка покачивается.
Ключевые понятия: язык животных, искусственные знаковые системы ,
языки жестов , системы условных сигналов , вспомогательная роль в общении.
Тема 5
Язык и мышление
1. Из истории изучения соотношения языка и мышления
2. Теория невербальности мышления
3. Национальный язык и национальное мышление
1. Проблема соотношения языка и мышления – одна из самых сложных и
дискуссионных в теории языкознания. В разные периоды истории науки о язы -
ке она решалась по- разному . Представители логического направления отожде-
ствляли эти понятия (слово приравнивали к понятию , предложение приравни -
вали к суждению , считали , что в основе грамматики лежит логика ). Среди сто -
ронников психологического направления одни утверждали , что мышление и
язык независимые сущности , а язык лишь искажает мысли (младограмматики ,
Б. Рассел), другие считали , что язык определяет характер мышления (В . Гум-
больдт). Представители американского структурализма (Л. Блумфильд ) отри-
цали мышление как особый феномен, а язык рассматривали как набор сигна -
лов -реакций на потребности организма.
Согласно материалистическому мировоззрению (К. Маркс , Ф . Энгельс),
язык и мышление находятся в диалектическом единстве, между ними усматри-
13 Т айны еязы ки пр ед назначены только д ляпосв ященны х. Т аки еж естов ы е си стемы су ществ у ю т у бу кмекер ов на скачках, кр у пье в кази но, у ау кци онер ов , на р ад и о и телев и д ени и в "пр ямом э ф и р е". А р ти сти чески еж естов ы еязы ки И спользу ю тся в пантоми мах и танцах, гд е язы ком телод в и ж ени й в ы р а- ж аю тся р азнообр азнейш и е чу в ств а и поняти я. И нд и йски й танец и спользов ался в пьесах, гд е отсу тств и е д екор аци й и ску пой р екв и зи т в озмещали сь ми ми че- ски м язы ком танца, котор ы й часто и сполнялсясамостоятельно, пр ед став ляясо- бой настоящи й танец-театр . О собенно и зв естна ш кола танца катхакали , в оз- ни кш ая в ш тате К ер ала (Ю ж наяИ нд и я). В ее основ ед ев ять основ ны х э моци й, котор ы е назы в аю тся "navarasa" (д ев ять в ку сов ): лю бов ь, пр езр ени е, гр у сть, гнев , гор д ость, стр ах, отв р ащени е, у д и в лени е, у ми р отв ор ени е. Н апр и мер , лю - бов ь (sringara) в ы р аж ается так: бы стр ое д в и ж ени е бр ов ей, глаза щу р ят, р от за- кр ы т, ш еяслегка покачи в ается. К лю чев ы е поняти я: язы кж и в отны х, и ску сств енны е знаков ы е си стемы , язы ки ж естов , си стемы у слов ны х си гналов , в спомогательнаяр оль в общени и . Т ем а 5 Язык и м ышление 1. И з и стор и и и зу чени ясоотнош ени яязы ка и мы ш лени я 2. Т еор и янев ер бальности мы ш лени я 3. Н аци ональны й язы ки наци ональноемы ш лени е 1. Пр облема соотнош ени я язы ка и мы ш лени я – од на и з самы х слож ны х и д и ску сси онны х в теор и и язы кознани я. В р азны е пер и од ы и стор и и нау ки о язы - ке она р еш алась по-р азному . Пр ед став и тели логи ческого напр ав лени я отож д е- ств ляли э ти поняти я (слов о пр и р ав ни в али кпоняти ю , пр ед лож ени е пр и р ав ни - в али ксу ж д ени ю , счи тали , что в основ егр аммати ки леж и т логи ка). Ср ед и сто- р онни ков пси хологи ческого напр ав лени я од ни у тв ер ж д али , что мы ш лени е и язы кнезав и си мы е су щности , а язы кли ш ь и скаж ает мы сли (млад огр аммати ки , Б. Рассел), д р у ги е счи тали , что язы копр ед еляет хар актер мы ш лени я (В . Гу м- больд т). Пр ед став и тели амер и канского стр у кту р али зма (Л . Блу мф и льд ) отр и - цали мы ш лени е какособы й ф еномен, а язы к р ассматр и в али как набор си гна- лов -р еакци й на потр ебности ор гани зма. Согласно матер и али сти ческому ми р ов оззр ени ю (К . М ар кс, Ф . Э нгельс), язы ки мы ш лени енаход ятсяв д и алекти ческом ед и нств е, меж д у ни ми у сматр и -
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 11
- 12
- 13
- 14
- 15
- …
- следующая ›
- последняя »