Общее языкознание: Общие проблемы языка. Козельская Н.А. - 14 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

14
ваются отношения формы (язык) и содержания (мышление). Язык средство
формирования и выражения мысли , материальная опора мышления.
Трудность решения вопроса о взаимосвязи языка и мышления связана с
их двойственной сущностью . В языке и мышлении есть диалектическое един-
ство идеального и материального, субъективного и объективного.
Мышление является свойством высокоорганизованной материи. Оно
возникает на определенной стадии развития живых существ и представляет со -
бой форму отражения ими окружающей среды . Мышление имеет психическую ,
идеальную природу. Мышление это субъективная реальность . Процессы
мышления и их результаты скрыты в голове мыслящего человека . Эти процес-
сы реальны лишь для самого говорящего . Однако для каждого человека мыш-
ление другого является объективным фактом. О мышлении мы судим опосре-
дованно, то есть по языку . Язык знаковая реальность мышления.
2. Современная наука исходит из того , что язык и мышление едины , но
не тождественны , неразрывны , но не слиты , взаимосвязаны и относительно ав -
тономны .
В лингвистике обсуждается вопрос о природе и качестве связи языка и
мышления. Традиционно считалось , что мышление совершается только на базе
языка . Язык как знаковая система является материальной опорой мышления, он
материализует мысли , без языка не может быть мышления. Это вербальная, то
есть речевая концепция языка .
Теория невербальности прошла длительный путь становления. Еще в
работах известного советского психолога Л . С. Выготского в 30-е годы 20-го ве-
ка говорилось о возможности речевого и неречевого мышления. Крупнейший
лингвист, академик Б.А. Серебренников пришел к выводу, что мышление
должно было появиться раньше, чем речь . Как это возможно? По Энгельсу ,
труд возник раньше речи , а труд без мышления невозможен . Ученый указал
также на существование разных форм мышления и возможность их различной
связи с языком. Мышление человека многоступенчато , оно представляет собой
совокупность разных уровней , соединяет абстрактное, чувственно- образное,
эмоциональное, интуитивное отражение действительности , опирается на ин-
формационные процессы протекающие на бессознательном уровне. В работах
Б . А . Серебренникова кроме словесного выделяются разные формы несловесно -
го мышления: образное (дословесное), практическое (бытовое), техническое,
символическое, авербально- понятийное (например , у шахматистов ) и некото -
рые другие. Язык же является материальной опорой мышления только в его
словесной форме.
Важнейшую роль в исследовании механизмов мышления сыграли рабо -
ты выдающегося советского психолога Н . И . Жинкина. Ученый доказал, что
мышление не связано с речедвигательным кодом и осуществляется на несло -
весном предметно- схемном коде. Этот код непроизносим, в нем отсутствуют
материальные признаки словесного языка . В дальнейшем код получил название
"универсально- предметный код ", УПК .
                                            14
в аю тся отнош ени я ф ор мы (язы к) и сод ер ж ани я (мы ш лени е). Я зы к– ср ед ств о
ф ор ми р ов ани яи в ы р аж ени ямы сли , матер и альнаяопор а мы ш лени я.
          Т р у д ность р еш ени я в опр оса о в заи мосв язи язы ка и мы ш лени я св язана с
и х д в ойств енной су щностью . В язы ке и мы ш лени и есть д и алекти ческое ед и н-
ств о и д еального и матер и ального, су бъекти в ного и объекти в ного.
          М ы ш лени е яв ляется св ойств ом в ы сокоор гани зов анной матер и и . О но
в озни каетна опр ед еленной стад и и р азв и ти яж и в ы х су ществ и пр ед став ляетсо-
бой ф ор му отр аж ени яи ми окр у ж аю щей ср ед ы . М ы ш лени еи меетпси хи ческу ю ,
и д еальну ю пр и р од у . М ы ш лени е – э то су бъекти в ная р еальность. Пр оцессы
мы ш лени я и и х р езу льтаты скр ы ты в голов е мы слящего челов ека. Э ти пр оцес-
сы р еальны ли ш ь д ля самого гов ор ящего. О д нако д ля каж д ого челов ека мы ш -
лени е д р у гого яв ляется объекти в ны м ф актом. О мы ш лени и мы су д и м опоср е-
д ов анно, то есть по язы ку . Я зы к–знаков аяр еальность мы ш лени я.

          2. Сов р еменная нау ка и сход и т и з того, что язы ки мы ш лени е ед и ны , но
не тож д еств енны , нер азр ы в ны , но не сли ты , в заи мосв язаны и относи тельно ав -
тономны .
          В ли нгв и сти ке обсу ж д ается в опр ос о пр и р од е и качеств е св язи язы ка и
мы ш лени я. Т р ад и ци онно счи талось, что мы ш лени е сов ер ш ается только на базе
язы ка. Я зы ккакзнаков аяси стема яв ляетсяматер и альной опор ой мы ш лени я, он
матер и али зу ет мы сли , без язы ка не мож ет бы ть мы ш лени я. Э то верба л ьн а я, то
есть р ечев аяконцепци яязы ка.
          Т еор и я н еверба л ьн ос ти пр ош ла д ли тельны й пу ть станов лени я. Е ще в
р аботах и зв естного сов етского пси холога Л .С. В ы готского в 30-егод ы 20-го в е-
ка гов ор и лось о в озмож ности р ечев ого и нер ечев ого мы ш лени я. К р у пнейш и й
ли нгв и ст, акад еми к Б.А . Сер ебр енни ков пр и ш ел к в ы в од у , что мы ш лени е
д олж но бы ло появ и ться р аньш е, чем р ечь. К ак э то в озмож но? По Э нгельсу ,
тр у д в озни к р аньш е р ечи , а тр у д без мы ш лени я нев озмож ен. У чены й у казал
такж е на су ществ ов ани е р азны х ф ор м мы ш лени я и в озмож ность и х р азли чной
св язи сязы ком. М ы ш лени ечелов ека многосту пенчато, оно пр ед став ляетсобой
сов оку пность р азны х у р ов ней, соед и няет абстр актное, чу в ств енно-обр азное,
э моци ональное, и нту и ти в ное отр аж ени е д ейств и тельности , опи р ается на и н-
ф ор маци онны е пр оцессы пр отекаю щи е на бессознательном у р ов не. В р аботах
Б.А . Сер ебр енни ков а кр оме слов есного в ы д еляю тсяр азны е ф ор мы неслов есно-
го мы ш лени я: обр азное (д ослов есное), пр акти ческое (бы тов ое), техни ческое,
си мв оли ческое, ав ер бально-поняти йное (напр и мер , у ш ахмати стов ) и некото-
р ы е д р у ги е. Я зы к ж е яв ляется матер и альной опор ой мы ш лени я только в его
слов есной ф ор ме.
          В аж нейш у ю р оль в и сслед ов ани и механи змов мы ш лени я сы гр али р або-
ты в ы д аю щегося сов етского пси холога Н .И . Ж и нки на. У чены й д оказал, что
мы ш лени е не св язано с р ечед в и гательны м код ом и осу ществ ляется на несло-
в есном пр ед метно-схемном код е. Э тот код непр ои зноси м, в нем отсу тств у ю т
матер и альны е пр и знаки слов есного язы ка. В д альнейш ем код полу чи л назв ани е
"у ни в ер сально-пр ед метны й код ", У ПК .