ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
16
него и зеленого. Означает ли это , что носители данных языков не воспринима-
ют соответствующих цветов ? Нет, конечно.
Сторонники гипотезы лингвистической относительности абсолютизи -
руют языковое своеобразие разных народов , они не различают содержание
мышления и "технику " мышления. Язык влияет на технику мышления, на то ,
как оно выражается, фиксируется, номинируется языком, а не на его содержа-
ние. Наличие специальных слов или их отсутствие определяется условиями
жизни народа, а также коммуникативной значимостью соответствующих поня-
тий. У русского писателя И . А . Гончарова есть наблюдение, что "у якутов нет
слова "плод ", потому что не существует понятия. Под небом Якутии не родится
ни одного плода, даже дикого яблока : нечего было и назвать этим именем ". В
африканском языке басса всего два слова, обозначающие цвета , - "фиолетовый,
синий, зеленый" и "желтый, оранжевый, красный". Это объясняется тем , что в
данном районе преобладают цвет морского побережья и цвет пустыни .
Видные современные ученые З.Д. Попова и И .А. Стернин обосновали
необходимость разграничения таких понятий, как непосредственная (когнитив-
ная) картина мира и языковая картина мира.
Непосредственная (когнитивная, от когниция , то есть познание) картина
мира – это картина, получаемая в результате прямого познания окружающей
действительности . Данная картина исторически обусловлена, она отражает дос-
тигнутый к тому или иному моменту уровень познания. Когда русские говорят:
"солнце встает" или "солнце садится", это не значит, что они не знают, что Зем -
ля вращается вокруг Солнца. Так в русском языке запечатлена ограниченная,
наивная картина мира, возникшая в период первичного означивания. Когни -
тивная картина мира выступает в виде совокупности упорядоченных знаний
(концептосферы ) и совокупности ментальных стереотипов . Национальная ког-
нитивная картина мира представляет собой общее, устойчивое, повторяющееся
в картинах мира отдельных людей .
Языковая картина мира – это совокупность зафиксированных в едини -
цах языка представлений народа о действительности на определенном этапе
развития этого народа. Данная картина ýже когнитивной , так как в ней отраже-
но то , что обсуждается народом, является коммуникативно значимым. Языко -
вые единицы ограничены в своей семантике , они могут передать не все, что
люди чувствуют и понимают. Содержание мышления не равно содержанию
значений слов . Мышление имеет неограниченные возможности для познания
действительности , но ограниченный набор языковых средств . Национальная
специфика мышления не зависит от языка , она зависит от отражаемой действи-
тельности и субъекта отражения.
Вопросы для самопроверки
1. Какие подходы к проблеме язык и мышление были в истории языко -
знания?
16 него и зеленого. О значает ли э то, что носи тели д анны х язы ков не в оспр и ни ма- ю тсоотв етств у ю щи х цв етов ? Н ет, конечно. Стор онни ки ги потезы ли нгв и сти ческой относи тельности абсолю ти зи - р у ю т язы ков ое св оеобр ази е р азны х нар од ов , они не р азли чаю т сод ер ж ани е мы ш лени я и "техни ку " мы ш лени я. Я зы кв ли яет на техни ку мы ш лени я, на то, каконо в ы р аж ается, ф и кси р у ется, номи ни р у ется язы ком, а не на его сод ер ж а- ни е. Н али чи е специ альны х слов и ли и х отсу тств и е опр ед еляется у слов и ями ж и зни нар од а, а такж е комму ни кати в ной значи мостью соотв етств у ю щи х поня- ти й. У р у сского пи сателя И .А . Гончар ов а есть наблю д ени е, что "у яку тов нет слов а "плод ", потому что несу ществ у етпоняти я. Под небом Я ку ти и нер од и тся ни од ного плод а, д аж е д и кого яблока: нечего бы ло и назв ать э ти м и менем". В аф р и канском язы кебасса в сего д в а слов а, обозначаю щи ецв ета, - "ф и олетов ы й, си ни й, зелены й" и "ж елты й, ор анж ев ы й, кр асны й". Э то объясняется тем, что в д анном р айонепр еоблад аю тцв етмор ского побер еж ьяи цв етпу сты ни . В и д ны е сов р еменны е у чены е З.Д . Попов а и И .А . Стер ни н обоснов али необход и мость р азгр ани чени я таки х поняти й, какнепоср ед ств енная (когни ти в - ная) кар ти на ми р а и язы ков аякар ти на ми р а. Н епоср ед ств енная (когни ти в ная, отк огн иция, то есть познани е) кар ти на ми р а – э то кар ти на, полу чаемая в р езу льтате пр ямого познани я окр у ж аю щей д ейств и тельности . Д аннаякар ти на и стор и чески обу слов лена, она отр аж аетд ос- ти гну ты й ктому и ли и ному моменту у р ов ень познани я. К огд а р у сски егов ор ят: "солнце в стает" и ли "солнцесад и тся", э то незначи т, что они незнаю т, что Зем- ля в р ащается в окр у г Солнца. Т ак в р у сском язы ке запечатлена огр ани ченная, наи в ная кар ти на ми р а, в озни кш ая в пер и од пер в и чного означи в ани я. К огни - ти в ная кар ти на ми р а в ы сту пает в в и д е сов оку пности у пор яд оченны х знани й (концептосф ер ы ) и сов оку пности ментальны х стер еоти пов . Н аци ональная ког- ни ти в ная кар ти на ми р а пр ед став ляет собой общее, у стойчи в ое, пов тор яю щееся в кар ти нах ми р а отд ельны х лю д ей. Я зы ков ая кар ти на ми р а – э то сов оку пность заф и кси р ов анны х в ед и ни - цах язы ка пр ед став лени й нар од а о д ейств и тельности на опр ед еленном э тапе р азв и ти я э того нар од а. Д анная кар ти на ýж е когни ти в ной, таккакв ней отр аж е- но то, что обсу ж д ается нар од ом, яв ляется комму ни кати в но значи мы м. Я зы ко- в ы е ед и ни цы огр ани чены в св оей семанти ке, они могу т пер ед ать не в се, что лю д и чу в ств у ю т и пони маю т. Сод ер ж ани е мы ш лени я не р ав но сод ер ж ани ю значени й слов . М ы ш лени е и меет неогр ани ченны е в озмож ности д ля познани я д ейств и тельности , но огр ани ченны й набор язы ков ы х ср ед ств . Н аци ональная специ ф и ка мы ш лени яне зав и си тотязы ка, она зав и си тототр аж аемой д ейств и - тельности и су бъекта отр аж ени я. В опр осы д лясамопр ов ер ки 1. К аки е под ход ы кпр облеме язы ки мы ш лени ебы ли в и стор и и язы ко- знани я?
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 14
- 15
- 16
- 17
- 18
- …
- следующая ›
- последняя »