ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
19
и философов (Г. Гегель, Ч. Пирс, Э . Гуссерль ), психологов (В . Вундт, Г. Гельм-
гольц), физиологов (И .М . Сеченов , В .М . Бехтерев ).
В начале 20-го века к разработке вопроса о знаковой природе языка об-
ратился выдающийся швейцарский лингвист Фердинанд де Соссюр. Для Сос-
сюра языковой знак – это двусторонняя психическая сущность . Языковой знак
связывает понятие и звучание (акустический образ), для которых ученый пред -
лагает термины обозначаемое (значение слова) и обозначающее (звучание).
Знак находится в мозгу , в сознании человека . Знак произволен по отношению к
обозначаемой мысли , но обязателен по отношению к языковому коллективу.
Соссюр полагал, что языковой знак не отличается от множества других знаков ,
которыми пользуются люди, и поэтому он должен изучаться в специальной
науке о знаках – семиологии.
Утверждение новой науки о знаках – семиотики произошло в 40-е годы
20-го века в трудах американского ученого Ч . Морриса . Семиотика определя-
ется как наука о знаковых системах в природе и обществе. Предметом ее изуче -
ния является природа знаков и знаковых систем , виды знаков и знаковых сис-
тем , виды знаков и знаковая ситуация, основные операции над различными
знаками . В семиотике не учитывается специфика отдельных знаковых систем,
особенно языка . Напротив, подчеркивается то общее, что есть во всех знаковых
системах . При расширенном понимании знака оказываются приравненными
друг к другу знаки человека и животного, природы и машины .
В рамках семиотики сложилось несколько направлений: биосемиотика ,
изучающая сигналы животных; этносемиотика , изучающая знаки - предметы и
ритуалы примитивных обществ ; абстрактная семиотика – область математиче -
ской логики и искусственных знаковых систем ; семиотика литературы , раскры -
вающая символику литературных произведений и лингвосемиотика , иссле-
дующая специфику языкового знака .
2. В семиотике дается широкое определение знака . Знак – это матери-
альный предмет (явление, событие), выступающий в качестве представителя
некоторого другого предмета , свойства или отношения и использующийся для
приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений. В этом опреде-
лении отражены все существенные признаки знака : 1) он имеет материальный
характер ; 2) обозначает нечто , находящееся вне его ; 3) не связан с обозначен-
ным предметом естественной или причинной связью , то есть имеет условный
характер ; 4) несет информацию для воспринимающего субъекта . Функция зна -
ка зависит от его места в системе, от соотношения с другими знаками (напри-
мер , в системе русских цветообозначений цветом траура является черный, а во
французской культуре – белый). Не может быть системы , состоящей только из
одного знака .
Для того, чтобы вещь воспринималась в качестве знака , должна быть
создана знаковая ситуация. Знаковая ситуация определяется отношениями че -
тырех типов : 1) отношением знака к предмету (его называют денотативным); 2)
отношением знака к мысленному образу денотата (семантическое); 3) отноше-
19 и ф и лософ ов (Г. Гегель, Ч . Пи р с, Э . Гу ссер ль), пси хологов (В . В у нд т, Г. Гельм- гольц), ф и зи ологов (И .М . Сеченов , В .М . Бехтер ев ). В начале 20-го в ека кр азр аботке в опр оса о знаков ой пр и р од е язы ка об- р ати лся в ы д аю щи йся ш в ейцар ски й ли нгв и ст Ф ер д и нанд д е Соссю р . Д ля Сос- сю р а язы ков ой знак– э то д в у стор онняя пси хи ческая су щность. Я зы ков ой знак св язы в аетпоняти е и зв у чани е (аку сти чески й обр аз), д ля котор ы х у чены й пр ед - лагает тер ми ны обоз н а ч а емое (значени е слов а) и обоз н а ч а ющ ее (зв у чани е). Знакнаход и тся в мозгу , в сознани и челов ека. Знакпр ои зв олен по отнош ени ю к обозначаемой мы сли , но обязателен по отнош ени ю к язы ков ому коллекти в у . Соссю р полагал, что язы ков ой знакне отли чается от множ еств а д р у ги х знаков , котор ы ми пользу ю тся лю д и , и поэ тому он д олж ен и зу чаться в специ альной нау кео знаках – семи ологи и . У тв ер ж д ени е нов ой нау ки о знаках – семи оти ки пр ои зош ло в 40-е год ы 20-го в ека в тр у д ах амер и канского у ченого Ч . М ор р и са. Семиотик а опр ед еля- етсякакнау ка о знаков ы х си стемах в пр и р од еи обществ е. Пр ед метом ееи зу че- ни я яв ляется пр и р од а знаков и знаков ы х си стем, в и д ы знаков и знаков ы х си с- тем, в и д ы знаков и знаков ая си ту аци я, основ ны е опер аци и над р азли чны ми знаками . В семи оти ке не у чи ты в ается специ ф и ка отд ельны х знаков ы х си стем, особенно язы ка. Н апр оти в , под чер ки в аетсято общее, что есть в о в сех знаков ы х си стемах. Пр и р асш и р енном пони мани и знака оказы в аю тся пр и р ав ненны ми д р у гкд р у гу знаки челов ека и ж и в отного, пр и р од ы и маш и ны . В р амках семи оти ки слож и лось несколько напр ав лени й: би осеми оти ка, и зу чаю щая си гналы ж и в отны х; э тносеми оти ка, и зу чаю щая знаки -пр ед меты и р и ту алы пр и ми ти в ны х обществ ; абстр актная семи оти ка – область математи че- ской логи ки и и ску сств енны х знаков ы х си стем; семи оти ка ли тер ату р ы , р аскр ы - в аю щая си мв оли ку ли тер ату р ны х пр ои зв ед ени й и ли нгв осеми оти ка, и ссле- д у ю щаяспеци ф и ку язы ков ого знака. 2. В семи оти ке д ается ш и р окое опр ед елени е знака. Зн а к – э то матер и - альны й пр ед мет (яв лени е, собы ти е), в ы сту паю щи й в качеств е пр ед став и теля некотор ого д р у гого пр ед мета, св ойств а и ли отнош ени я и и спользу ю щи йся д ля пр и обр етени я, хр анени я, пер ер аботки и пер ед ачи сообщени й. В э том опр ед е- лени и отр аж ены в се су ществ енны е пр и знаки знака: 1) он и меет матер и альны й хар актер ; 2) обозначает нечто, наход ящееся в не его; 3) не св язан с обозначен- ны м пр ед метом естеств енной и ли пр и чи нной св язью , то есть и меет у слов ны й хар актер ; 4) несет и нф ор маци ю д ля в оспр и ни маю щего су бъекта. Ф у нкци я зна- ка зав и си т от его места в си стеме, от соотнош ени я с д р у ги ми знаками (напр и - мер , в си стеме р у сски х цв етообозначени й цв етом тр ау р а яв ляется чер ны й, а в о ф р анцу зской ку льту р е – белы й). Н е мож етбы ть си стемы , состоящей только и з од ного знака. Д ля того, чтобы в ещь в оспр и ни малась в качеств е знака, д олж на бы ть созд ана знаков ая си ту аци я. Знаков ая си ту аци я опр ед еляется отнош ени ями че- ты р ех ти пов : 1) отнош ени ем знака кпр ед мету (его назы в аю тд енотати в ны м); 2) отнош ени ем знака кмы сленному обр азу д енотата (семанти ческое); 3) отнош е-
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 17
- 18
- 19
- 20
- 21
- …
- следующая ›
- последняя »