Общее языкознание: Общие проблемы языка. Козельская Н.А. - 20 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

20
нием к другим знакам (синтагматическое); 4) отношением к воспринимающему
человеку (прагматическое).
Например , для не умеющего читать человека слово "красавица " пред -
ставляет собой просто набор букв (денотативное отношение). У грамотного че -
ловека при чтении слова возникает мыслительный образ, понятие о красивой
женщине (семантическое отношение). В сознании человека слово "красавица "
связывается с другими словами , близкими по смыслу (красота, милашка ) или
противоположными (дурнушка , уродина) синтагматическое отношение.
Прагматика реализуется в использовании слова в качестве комплимента : "Вы
просто красавица!".
Соответственно основным типам отношений знаки изучаются в трех се-
миотических аспектах (выделены Ч . Моррисом): семантика , синтактика , праг-
матика .
3. Исследование свойств языка привело ученых к мысли о наличии зна -
ковых систем в человеческом обществе. Но когда возникла наука о знаках , то
отнесение языка к семиотике оказалось проблематичным. Дело в том, что язык
знаковая система особого рода. Рассмотрим, в чем состоит своеобразие языка
как знаковой системы .
1) Язык создается естественно , стихийно , постепенно развиваясь в про-
цессе функционирования. Он является конкретно- историческим образованием,
поэтому содержит противоречивые явления.
2) Язык первичен по отношению к другим знаковым системам, которые
возникают на его базе. Все типы неязыковых знаков существуют как самостоя-
тельные предметы , явления, действия (форма, цвет, звук и т.п.). Система языко -
вых знаков специально создана для общения.
3) Языку присуща универсальность функций. Другие знаковые системы
однофункциональны .
4) Ни одной знаковой системе не свойственна такая многоярусность и
сложность иерархических отношений, как языку .
5) Основная единица языка слово обладает не только звучанием , но и
значением . Это осложняет определение сущности языкового знака . Среди уче -
ных нет единства в этом вопросе.
Одни ученые вслед за Соссюром, считают, что в знаке есть две стороны :
означаемое и означающее и что значение таким образом входит в знак. Эту
теорию называют билатеральной (двусторонней ). Она излагается например , в
учебнике В . Кодухова. Для сторонников этой точки зрения значение это вид
отношения знака к предмету обозначения, и потому оно включено в знак.
Другие ученые исходят из того , что нельзя отождествлять слово и знак
(В .М . Солнцев , А .С. Мельничук, З.Д . Попова и др.). Они разъясняют, что зна-
чение как факт сознания, как идеальное отражение действительности , сущест-
вует в голове, а знак находится вне ее; значение не является составной частью
звуковой оболочки слова. Звуковые единицы лишь ассоциируются с психиче -
ским отражением в сознании говорящих. Слова образуются благодаря ассоциа-
                                            20
ни ем кд р у ги м знакам (си нтагмати ческое); 4) отнош ени ем кв оспр и ни маю щему
челов еку (пр агмати ческое).
         Н апр и мер , д ля не у мею щего чи тать челов ека слов о "кр асав и ца" пр ед -
став ляетсобой пр осто набор бу кв (д енотати в ное отнош ени е). У гр амотного че-
лов ека пр и чтени и слов а в озни кает мы сли тельны й обр аз, поняти е о кр аси в ой
ж енщи не (семанти ческое отнош ени е). В сознани и челов ека слов о "кр асав и ца"
св язы в ается с д р у ги ми слов ами , бли зки ми по смы слу (кр асота, ми лаш ка) и ли
пр оти в ополож ны ми (д у р ну ш ка, у р од и на) – си нтагмати ческое отнош ени е.
Пр агмати ка р еали зу ется в и спользов ани и слов а в качеств е компли мента: "В ы
пр осто кр асав и ца!".
         Соотв етств енно основ ны м ти пам отнош ени й знаки и зу чаю тся в тр ех се-
ми оти чески х аспектах (в ы д елены Ч . М ор р и сом): семанти ка, си нтакти ка, пр аг-
мати ка.

          3. И сслед ов ани е св ойств язы ка пр и в ело у чены х кмы сли о нали чи и зна-
ков ы х си стем в челов еческом обществ е. Н о когд а в озни кла нау ка о знаках, то
отнесени е язы ка ксеми оти ке оказалось пр облемати чны м. Д ело в том, что язы к
– знаков аяси стема особого р од а. Рассмотр и м, в чем состои тсв оеобр ази еязы ка
какзнаков ой си стемы .
          1) Я зы ксозд ается естеств енно, сти хи йно, постепенно р азв и в аясь в пр о-
цессе ф у нкци они р ов ани я. О н яв ляется конкр етно-и стор и чески м обр азов ани ем,
поэ тому сод ер ж и тпр оти в ор ечи в ы еяв лени я.
          2) Я зы кпер в и чен по отнош ени ю кд р у ги м знаков ы м си стемам, котор ы е
в озни каю т на его базе. В сети пы неязы ков ы х знаков су ществ у ю ткаксамостоя-
тельны епр ед меты , яв лени я, д ейств и я(ф ор ма, цв ет, зв у ки т.п.). Си стема язы ко-
в ы х знаков специ ально созд ана д ляобщени я.
          3) Я зы ку пр и су ща у ни в ер сальность ф у нкци й. Д р у ги е знаков ы еси стемы
од ноф у нкци ональны .
          4) Н и од ной знаков ой си стеме не св ойств енна такая многояр у сность и
слож ность и ер ар хи чески х отнош ени й, какязы ку .
          5) О снов наяед и ни ца язы ка – слов о – облад аетнетолько зв у чани ем, но и
значени ем. Э то ослож няет опр ед елени е су щности язы ков ого знака. Ср ед и у че-
ны х нетед и нств а в э том в опр осе.
          О д ни у чены ев след за Соссю р ом, счи таю т, что в знакеесть д в естор оны :
означаемое и означаю щее и что значени е таки м обр азом в ход и т в знак. Э ту
теор и ю назы в аю т бил а тера л ьн ой (д в у стор онней). О на и злагается напр и мер , в
у чебни ке В . К од у хов а. Д ля стор онни ков э той точки зр ени я значени е – э то в и д
отнош ени язнака кпр ед мету обозначени я, и потому оно в клю чено в знак.
          Д р у ги е у чены е и сход ят и з того, что нельзя отож д еств лять слов о и знак
(В .М . Солнцев , А .С. М ельни чу к, З.Д . Попов а и д р .). О ни р азъясняю т, что зна-
чени е какф акт сознани я, каки д еальное отр аж ени е д ейств и тельности , су щест-
в у ет в голов е, а знакнаход и тся в не ее; значени е не яв ляется состав ной частью
зв у ков ой оболочки слов а. Зв у ков ы е ед и ни цы ли ш ь ассоци и р у ю тся с пси хи че-
ски м отр аж ени ем в сознани и гов ор ящи х. Слов а обр азу ю тсяблагод ар яассоци а-