ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
6
слогах : на, ла, ра, ва, ма, та, да и т . д . Образы согласных определяются на
фоне гласных, например, ‹ м ›: ма, мо, му, мэ, мы: ‹ м’›: мя, мё, мю, ме, ми.
Отдельно взятые согласные звуки реально не произносимы , в этих случаях
фактически всегда звучит слог с ‹ э ›: бэ, вэ, нэ и т .п. Как подчёркивает
профессор З.Д.Попова, дифференциальные признаки фонемы не существуют ни
в артикуляции, ни в акустике в готовом виде, то есть они не могут быть ни
произнесены , ни услышаны отдельно от фонемы . Это означает, что в языковом
сознании хранятся не абстрактные фонемы или конкретные звуки, а хорошо
различимые слоги, в которых звуки находятся в сильной позиции. Такой
подход к фонеме получил название теории силлабофонем . Согласно этой
теории, фонема содержит не образ звука, а образ слога.
Теория силлабофонем (слоговых фонем) не получила ещё широкого
признания, но сама слогофонема как языковая единица является эффективным
средством описания фонетической подсистемы .
3.Фонемы , слоги являются линейными смыслоразличительными единицами ,
они образуют сегментный уровень языковой структуры . Но кроме него, в
звучании речи есть супрасегментный (суперсегментный) уровень, на котором
отдельные части речевого потока объединяются в целое звучание.
Супрасегментные единицы как бы накладываются, наслаиваются на звуки речи,
характеризуя слово или фразу. Важнейшие супрасегментные единицы –
ударение и интонация. Отдельные супрасегментные единицы называются
просодемы , а весь уровень – просодический (от греч. prosodia – припев,
ударение). Просодия слова определяется ударением, а просодия предложения –
интонацией .
Словесное ударение организует слоги в единое произносительное целое .
Ударение – это выделение слога в слове с помощью фонетических средств. В
разных языках мира выделение ударного слова происходит по-разному:
1)силой голоса (силовое или динамическое ), например, в русском, чешском,
английском тюркских языках ;
2)высотой тона (тональное , тоновое , музыкальное ударение), например, в
слоговых языках (китайском, вьетнамском и др.);
3)долготой произношения (количественное ), например, в новогреческом,
индонезийском языках . В некоторых языках возможно сочетание разных видов
ударения. В отдельных языках , например, палеоазиатских (чукотско-
камчатских, эскимосско-алеутских) словесное ударение отсутствует.
Просодические средства предложения обобщенно называют интонацией .
Другими словами, интонация – это совокупность ритмико-мелодических
компонентов речи: 1) мелодики (то есть движения основного тона); 2) ритма
речи (то есть регулярного повторения ударных и безударных, долгих и кратких
слогов); 3) интенсивности (силы, громкости) речи; 4) темпа произнесения; 5)
тембра (то есть звуковой окраски, передающей эмоционально-экспрессивные
оттенки речи).
Интонация выполняет важные функции в высказывании:
6 с л огах: на, л а, ра, ва, м а, та, да и т .д. Образы с огл ас ны х опре де л яю т с я на фоне гл ас ны х, наприме р, ‹ м ›: м а, м о , м у , м э, м ы : ‹ м’›: м я , м ё, м ю , м е, м и . От де л ь но взят ы е с огл ас ны е звук и ре ал ь но не произнос имы , в эт их с л уч аях фак т ич е с к и вс е гда звуч ит с л ог с ‹ э ›: бэ, вэ, нэ и т .п. К ак подч ёрк ивае т профе с с ор З.Д.П опова, диффе ре нциал ь ны е признак и фоне мы не с ущ е с т вую т ни в арт ик ул яции, ни в ак ус т ик е в гот овом виде , т о е с т ь они не могут бы т ь ни произне с е ны , ни ус л ы ш аны от де л ь но от фоне мы . Э т о означ ае т , ч т о в язы к овом с ознании хранят с я не абс т рак т ны е фоне мы ил и к онк ре т ны е звук и, а хорош о разл ич имы е с л оги, в к от оры х звук и находят с я в с ил ь ной позиции. Т ак ой подход к фоне ме пол уч ил название тео ри и си лл або ф о нем . Согл ас но эт ой т е ории, фоне мас оде рж ит не образ звук а, аобраз с л ога. Т е ория с ил л абофоне м (с л оговы х фоне м) не пол уч ил а е щ ё ш ирок ого признания, но с амас л огофоне мак ак язы к овая е диницаявл яе т с я эффе к т ивны м с ре дс т вом опис ания фоне т ич е с к ой подс ис т е мы . 3.Ф оне мы , с л оги явл яю т с я л ине й ны ми с мы с л оразл ич ит е л ь ны ми е диницами, они образую т с е гме нт ны й урове нь язы к овой с т рук т уры . Но к роме не го, в звуч ании ре ч и е с т ь су прасег м ентны й (с упе рс е гме нт ны й ) урове нь , на к от ором от де л ь ны е ч ас т и ре ч е вого пот ок а объ е диняю т с я в це л ое звуч ание. Супрас е гме нт ны е е диницы к ак бы нак л ады ваю т с я, нас л аиваю т с я назвук и ре ч и, харак т е ризуя с л ово ил и фразу. В аж ней ш ие с упрас е гме нт ны е е диницы – ударе ние и инт онация. От де л ь ны е с упрас е гме нт ны е е диницы назы ваю т с я прос оде мы , а ве с ь урове нь – прос одич е с к ий (от гре ч . prosodia – припе в, ударе ние ). П рос одия с л оваопре де л яе т с я ударе ние м, апрос одия предл ож е ния – инт онацие й . Сл ове с ное ударе ние организуе т с л оги в е диное произнос ит е л ь ное це л ое . Ударени е – эт о вы де л е ние с л ога в с л ове с помощ ь ю фоне т ич е с к их с ре дс т в. В разны х язы к ах миравы де л е ние ударного с л овапроис ходит по-разному: 1)с ил ой гол ос а(с ил овое ил и динамич е с к ое ), наприме р, в рус с к ом, ч е ш с к ом, англ ий с к ом т ю рк с к их язы к ах; 2)вы с от ой т она (т онал ь ное , т оновое , музы к ал ь ное ударе ние ), наприме р, в с л оговы х язы к ах (к ит ай с к ом, вь е т намс к ом и др.); 3)дол гот ой произнош е ния (к ол ич е с т ве нное ), наприме р, в новогре ч е с к ом, индоне зий с к ом язы к ах. В не к от оры х язы к ах возмож но с оч е т ание разны х видов ударе ния. В от де л ь ны х язы к ах, наприме р, пал е оазиат с к их (ч ук от с к о- к амч ат с к их, эс к имос с к о-ал е ут с к их) с л ове с ное ударе ние от с ут с т вуе т . П рос одич е с к ие с ре дс т ва пре дл ож е ния обобщ е нно назы ваю т инт онацие й . Другими с л овами, и нто наци я – эт о с овок упнос т ь рит мик о-ме л одич е с к их к омпоне нт ов ре ч и: 1) ме л одик и (т о е с т ь движ е ния ос новного т она); 2) рит ма ре ч и (т о е с т ь ре гул ярного повт оре ния ударны х и бе зударны х, дол гих и к рат к их с л огов); 3) инт е нс ивнос т и (с ил ы , громк ос т и) ре ч и; 4) т е мпа произне с е ния; 5) т е мбра (т о е с т ь звук овой ок рас к и, пе ре даю щ е й эмоционал ь но-эк с пре с с ивны е от т е нк и ре ч и). И нт онация вы пол няе т важ ны е функ ции в вы с к азы вании:
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- …
- следующая ›
- последняя »