Проблемы философии религии и религиоведения. Красников А.Н - 110 стр.

UptoLike

Рубрика: 

Глава 3. Религия в системе культурного универсума
108
направляющих его жизнедеятельность, моделирующих образ
мира и место человека в нем. Религия в этом случае выступит в
качестве неотъемлемой части культурных смыслов, одной из их
разновидностейсистемы сакральных смыслов. Степень влия-
ния на культуру, «удельный вес» религии как системы сакраль-
ных смыслов в разные исторические эпохи и у разных народов
будет
неодинакова. Так, в культуре всего человечества, а в Ев-
ропе до начавшегося в эпоху Возрождения процесса секуляри-
зации, она занимала очень важное, можно сказать центральное,
место, представляла собой некое смысловое ядро, своеобразный
код культуры, вокруг которого выстраивалась ее структура. В
Европе в Новое время религия была несколько отодвинута в
сторону
бурно развивающейся наукой, философским рациона-
лизмом, но не уничтожена и в значительной степени продолжа-
ла влиять на формирование системы ценностей, мораль, искус-
ство. Во всем неевропейском мире это влияние религии про-
должало оставаться всеобъемлющим еще долгое время, а кое-
где сохраняет его по сей день.
Мы рассмотрим различные аспекты взаимодействия религии
и
культуры, наиболее обсуждаемые в соответствующей литературе.
Религия и генезис культуры
Говоря о роли и значении религии (христианства, ислама,
буддизма) в истории цивилизаций, один из столпов филосо-
фии историиА. Тойнби (1889 – 1975) – назвал ее «яйцом,
личинкой, куколкой»
1
, позволяющей сохранять и транслиро-
вать важнейшую культурную информацию от цивилизации к
цивилизации. В этом смысле религия оказывается даже зна-
чимее, «длительнее» цивилизации
2
. Эту точку зрения на рели-
1
Тойнби А. Постижение истории. М., 1991. С. 518.
2
В одной из своих поздних работ, «Христианство и цивилизация»,
А. Тойнби высказал даже предположение, что «надломы и распады
цивилизации могут оказаться ступеньками к высшему развитию в
религиозной сфере». См.: Тойнби А. Цивилизация перед судом исто-
рии: Сб. ст. М.; СПб., 1995. С. 139.
Глава 3. Религия в системе культурного универсума
направляющих его жизнедеятельность, моделирующих образ
мира и место человека в нем. Религия в этом случае выступит в
качестве неотъемлемой части культурных смыслов, одной из их
разновидностей – системы сакральных смыслов. Степень влия-
ния на культуру, «удельный вес» религии как системы сакраль-
ных смыслов в разные исторические эпохи и у разных народов
будет неодинакова. Так, в культуре всего человечества, а в Ев-
ропе до начавшегося в эпоху Возрождения процесса секуляри-
зации, она занимала очень важное, можно сказать центральное,
место, представляла собой некое смысловое ядро, своеобразный
код культуры, вокруг которого выстраивалась ее структура. В
Европе в Новое время религия была несколько отодвинута в
сторону бурно развивающейся наукой, философским рациона-
лизмом, но не уничтожена и в значительной степени продолжа-
ла влиять на формирование системы ценностей, мораль, искус-
ство. Во всем неевропейском мире это влияние религии про-
должало оставаться всеобъемлющим еще долгое время, а кое-
где сохраняет его по сей день.
    Мы рассмотрим различные аспекты взаимодействия религии и
культуры, наиболее обсуждаемые в соответствующей литературе.

                Религия и генезис культуры

   Говоря о роли и значении религии (христианства, ислама,
буддизма) в истории цивилизаций, один из столпов филосо-
фии истории – А. Тойнби (1889 – 1975) – назвал ее «яйцом,
личинкой, куколкой»1, позволяющей сохранять и транслиро-
вать важнейшую культурную информацию от цивилизации к
цивилизации. В этом смысле религия оказывается даже зна-
чимее, «длительнее» цивилизации2. Эту точку зрения на рели-
1
 Тойнби А. Постижение истории. М., 1991. С. 518.
2
 В одной из своих поздних работ, «Христианство и цивилизация»,
А. Тойнби высказал даже предположение, что «надломы и распады
цивилизации могут оказаться ступеньками к высшему развитию в
религиозной сфере». См.: Тойнби А. Цивилизация перед судом исто-
рии: Сб. ст. М.; СПб., 1995. С. 139.
108