Проблемы философии религии и религиоведения. Красников А.Н - 111 стр.

UptoLike

Рубрика: 

Л.М. Гаврилина
109
гию как смысловое ядро любой культуры, конечно, наиболее
активно проповедуют религиозные мыслители, прежде всего
христианские теологи. Яркий примервзгляды на соотноше-
ние культуры и религии русского богослова П.А. Флоренского
(1882 – 1937), по мнению которого религия не является частью
культуры, она стоит над ней. Цель религиидостижение не-
посредственной связи с божественным
и оказание влияния на
культурную деятельность людей, придание ей смысла. Сход-
ные идеи можно обнаружить у Жака Маритена (1882 – 1973),
ведущего представителя неотомизма
1
, или Кристофера Доусо-
на (1889 – 1970), который в своих лекциях о культуре и рели-
гии, недавно изданных на русском языке
2
, называет религию
«ключом к истории», считая, что невозможно понять культу-
ру, если не поймешь ее религиозные идеи. Наиболее ярким
примером, демонстрирующим влияние религии на культуру,
Доусон считает возникновение ислама, когда новая религия
создает новую культуру: «Один индивидуум, живущий в куль-
турном захолустье, дает рождение движению, которое за срав-
нительно короткое
время распространяется по миру, разрушая
исторические империи и цивилизации и создавая новый образ
жизни, все еще формирующий мысль и поведение миллионов
от Сенегала до Борнео…. Араб пустыни, западноафриканский
негр, малайский пират, персидский философ, турецкий солдат,
индийский купецвсе говорят на одном религиозном языке,
исповедуют одни теологические догмы, обладают одними мо-
ральными ценностями и подчиняются одному общественному
договору. Хотя мусульманская архитектура различна в каждой
стране, везде в ней есть нечто безошибочно мусульманское,
как и в литературе, речи и поведении. Таким образом, ислам
дает классический пример того, как культура может транс-
формироваться благодаря новому взгляду на жизнь и новому
религиозному учению и как
в результате могут появиться но-
1
Маритен Ж. Религия и культура // Маритен Ж. Знание и мудрость.
М., 1999. С. 35 – 130.
2
Доусон К. Религия и культура / Пер. с англ. СПб., 2000.
                                                Л.М. Гаврилина
гию как смысловое ядро любой культуры, конечно, наиболее
активно проповедуют религиозные мыслители, прежде всего
христианские теологи. Яркий пример – взгляды на соотноше-
ние культуры и религии русского богослова П.А. Флоренского
(1882 – 1937), по мнению которого религия не является частью
культуры, она стоит над ней. Цель религии – достижение не-
посредственной связи с божественным и оказание влияния на
культурную деятельность людей, придание ей смысла. Сход-
ные идеи можно обнаружить у Жака Маритена (1882 – 1973),
ведущего представителя неотомизма1, или Кристофера Доусо-
на (1889 – 1970), который в своих лекциях о культуре и рели-
гии, недавно изданных на русском языке2, называет религию
«ключом к истории», считая, что невозможно понять культу-
ру, если не поймешь ее религиозные идеи. Наиболее ярким
примером, демонстрирующим влияние религии на культуру,
Доусон считает возникновение ислама, когда новая религия
создает новую культуру: «Один индивидуум, живущий в куль-
турном захолустье, дает рождение движению, которое за срав-
нительно короткое время распространяется по миру, разрушая
исторические империи и цивилизации и создавая новый образ
жизни, все еще формирующий мысль и поведение миллионов
от Сенегала до Борнео . Араб пустыни, западноафриканский
негр, малайский пират, персидский философ, турецкий солдат,
индийский купец – все говорят на одном религиозном языке,
исповедуют одни теологические догмы, обладают одними мо-
ральными ценностями и подчиняются одному общественному
договору. Хотя мусульманская архитектура различна в каждой
стране, везде в ней есть нечто безошибочно мусульманское,
как и в литературе, речи и поведении. Таким образом, ислам
дает классический пример того, как культура может транс-
формироваться благодаря новому взгляду на жизнь и новому
религиозному учению и как в результате могут появиться но-
1
  Маритен Ж. Религия и культура // Маритен Ж. Знание и мудрость.
М., 1999. С. 35 – 130.
2
  Доусон К. Религия и культура / Пер. с англ. СПб., 2000.
                                                            109