Проблемы философии религии и религиоведения. Красников А.Н - 112 стр.

UptoLike

Рубрика: 

Глава 3. Религия в системе культурного универсума
110
вые социальные формы и институты, выходящие за расовые и
географические пределы и на протяжении веков остающиеся
неизменными»
1
.
Действительно, пример с исламской культурой в этом от-
ношении впечатляет. Столь же всеобъемлющее влияние рели-
гии можно обнаружить и в средневековой европейской куль-
туре, брахманистской и индуистской Индии. Индуизм, впро-
чем, как и ислам или иудаизм, именно поэтому часто называ-
ют не религией, а образом жизни. Однако явно иной была
кар-
тина в античных полисах, в итальянских городах эпохи Воз-
рождения, во Франции эпохи Просвещения, не говоря уж о со-
временной ситуации. Доусон и сам это видит: «В наш век и на
протяжении последних двух столетий произошла великая ре-
волюция, которая полностью видоизменила ситуациюКако-
во положение религии, в частности пяти
великих мировых ре-
лигий, в этом новом мире, унифицированном, организованном
и управляемым научным знанием и техникой? Все они сохра-
нились и продолжают влиять на человеческую жизнь, но все
они утратили свою органическую связь с обществом, которая
выражалась в традиционном синтезе религии и культуры как
на Востоке, так и на Западе»
2
.
По-видимому, связь между религией и культурой в реаль-
ности более сложная. Нужно говорить не о влиянии, а о взаи-
мовлиянии, не о воздействии, а о взаимодействии. Религия, с
одной стороны, складывается под влиянием тех или иных
культурных условий и смыслов (если иметь в виду культуру в
широком смысле слова),
с другой стороны, утверждаясь в об-
ществе, она сама начинает оказывать существенное влияние
на конструирование образа мира, представлений о простран-
стве и времени, формирование морали, права, искусства и т.д.
Можно проследить этот процесс на конкретном примере
развития христианской религии и формирования христиан-
ской культуры. Христианская религия возникла на территории
1
Доусон К. Религия и культура. С. 95.
2
Там же. С. 271.
Глава 3. Религия в системе культурного универсума
вые социальные формы и институты, выходящие за расовые и
географические пределы и на протяжении веков остающиеся
неизменными»1.
    Действительно, пример с исламской культурой в этом от-
ношении впечатляет. Столь же всеобъемлющее влияние рели-
гии можно обнаружить и в средневековой европейской куль-
туре, брахманистской и индуистской Индии. Индуизм, впро-
чем, как и ислам или иудаизм, именно поэтому часто называ-
ют не религией, а образом жизни. Однако явно иной была кар-
тина в античных полисах, в итальянских городах эпохи Воз-
рождения, во Франции эпохи Просвещения, не говоря уж о со-
временной ситуации. Доусон и сам это видит: «В наш век и на
протяжении последних двух столетий произошла великая ре-
волюция, которая полностью видоизменила ситуацию Како-
во положение религии, в частности пяти великих мировых ре-
лигий, в этом новом мире, унифицированном, организованном
и управляемым научным знанием и техникой? Все они сохра-
нились и продолжают влиять на человеческую жизнь, но все
они утратили свою органическую связь с обществом, которая
выражалась в традиционном синтезе религии и культуры как
на Востоке, так и на Западе»2.
    По-видимому, связь между религией и культурой в реаль-
ности более сложная. Нужно говорить не о влиянии, а о взаи-
мовлиянии, не о воздействии, а о взаимодействии. Религия, с
одной стороны, складывается под влиянием тех или иных
культурных условий и смыслов (если иметь в виду культуру в
широком смысле слова), с другой стороны, утверждаясь в об-
ществе, она сама начинает оказывать существенное влияние
на конструирование образа мира, представлений о простран-
стве и времени, формирование морали, права, искусства и т.д.
    Можно проследить этот процесс на конкретном примере
развития христианской религии и формирования христиан-
ской культуры. Христианская религия возникла на территории
1
    Доусон К. Религия и культура. С. 95.
2
    Там же. С. 271.
110