Составители:
Рубрика:
Глава 3. Религия в системе культурного универсума
112
процессе формирования
1
. Эта концепция христианского тео-
лога отражает понимание изменчивости форм исторического
существования религии и их зависимости от общекультурного
контекста. Меняясь под воздействием новых условий, христи-
анство сохраняло неизменным некое ядро, что и позволяет на-
зывать христианством такие разные явления, как современный
протестантизм и средневековую византийскую мистику.
Таким образом, с одной стороны,
мы имеем несколько па-
радигм самого христианства, с другой – множество вариаций
отражения и воплощения христианских идей в тех или иных
феноменах культуры, не связанных непосредственно с куль-
том: в хозяйственной жизни, семейной, бытовой и т. д. Чтобы
как-то упорядочить все это многообразие, вероятно, есть не-
обходимость ввести понятие «религиозная культура
», кото-
рым обозначим ближайшую к религии оболочку культуры,
имеющуюся у каждой религии и связанную непосредственно с
религиозным культом и деятельностью религиозных органи-
заций и институтов. И.Н. Яблоков определяет религиозную
культуру как сложное, комплексное образование, «совокуп-
ность способов и приемов обеспечения и осуществления бы-
тия человека, которые реализуются в ходе
религиозной дея-
тельности и представлены ей в несущих религиозное значение
и смыслы продуктах, передаваемых и осваиваемых новыми
поколениями. Деятельностным центром ее является культ»
2
.
Это своеобразная «культура религии», культура осуществле-
ния религиозного культа, ведения религиозной деятельности.
Ее носители – верующие люди в процессе отправления рели-
гиозных обрядов.
Религиозную культуру (христианскую, буддийскую, кон-
фуцианскую) следует отличать от культуры христианского,
буддийского, конфуцианского (и т.п.) типа. Последние явля-
ются гораздо более широкими образованиями, в которых ре-
1
Кюнг Г. Теология на пути к новой парадигме // Он же. Великие
христианские мыслители. СПб., 2000. С. 363 – 401.
2
Яблоков И.Н. Религия в системе культурного универсума // Наука,
религия, гуманизм: Сб. ст. М., 1996. С. 97.
Глава 3. Религия в системе культурного универсума процессе формирования1. Эта концепция христианского тео- лога отражает понимание изменчивости форм исторического существования религии и их зависимости от общекультурного контекста. Меняясь под воздействием новых условий, христи- анство сохраняло неизменным некое ядро, что и позволяет на- зывать христианством такие разные явления, как современный протестантизм и средневековую византийскую мистику. Таким образом, с одной стороны, мы имеем несколько па- радигм самого христианства, с другой множество вариаций отражения и воплощения христианских идей в тех или иных феноменах культуры, не связанных непосредственно с куль- том: в хозяйственной жизни, семейной, бытовой и т. д. Чтобы как-то упорядочить все это многообразие, вероятно, есть не- обходимость ввести понятие «религиозная культура», кото- рым обозначим ближайшую к религии оболочку культуры, имеющуюся у каждой религии и связанную непосредственно с религиозным культом и деятельностью религиозных органи- заций и институтов. И.Н. Яблоков определяет религиозную культуру как сложное, комплексное образование, «совокуп- ность способов и приемов обеспечения и осуществления бы- тия человека, которые реализуются в ходе религиозной дея- тельности и представлены ей в несущих религиозное значение и смыслы продуктах, передаваемых и осваиваемых новыми поколениями. Деятельностным центром ее является культ»2. Это своеобразная «культура религии», культура осуществле- ния религиозного культа, ведения религиозной деятельности. Ее носители верующие люди в процессе отправления рели- гиозных обрядов. Религиозную культуру (христианскую, буддийскую, кон- фуцианскую) следует отличать от культуры христианского, буддийского, конфуцианского (и т.п.) типа. Последние явля- ются гораздо более широкими образованиями, в которых ре- 1 Кюнг Г. Теология на пути к новой парадигме // Он же. Великие христианские мыслители. СПб., 2000. С. 363 401. 2 Яблоков И.Н. Религия в системе культурного универсума // Наука, религия, гуманизм: Сб. ст. М., 1996. С. 97. 112
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 112
- 113
- 114
- 115
- 116
- …
- следующая ›
- последняя »