Проблемы философии религии и религиоведения. Красников А.Н - 115 стр.

UptoLike

Рубрика: 

Л.М. Гаврилина
113
лигиозная идея сохраняется в весьма опосредованном виде,
лишь на уровне самых общих нормативно-ценностных ориен-
таций. Трансляция этих норм и ценностей, сложившихся ко-
гда-то под влиянием той или иной религии, происходит по
общекультурным каналам, вне собственно религиозных. Но-
сителями культуры христианского или буддийского типа
обычно является большая часть той или
иной общности вне
зависимости от их отношения к церкви и религиозной дея-
тельности. Ведь даже атеизм в рамках культуры христианско-
го или буддийского типа будет выглядеть по-разному.
В современной культурологии и философии истории по-
прежнему активно используются многочисленные культурные
типологии, построенные по религиозным основаниям. Для
примера можно обратиться к
широко известным типологиям
мировой культуры А. Тойнби, С. Хантингтона и др., в которых
культурные типы выделяются на основе одной или нескольких
господствующих религиозных традиций или их модификаций:
западно-христианский тип культуры, восточно-христианский,
индуистско-буддийский, конфуцианско-буддийский и т.д. В со-
ответствии с этими концепциями современную культуру Евро-
пы, России
, ставшую сегодня в значительной мере светской,
все-таки по неким глубинным параметрам можно отнести к
христианскому типу. Это становится очевидным, если сравни-
вать европейскую или русскую культуру с чем-то принципи-
ально иным, например с культурой Китая или Индии.
Религия как культурная универсалия
и ее взаимодействие с другими универсалиями культуры
Для того чтобы провести более тонкий анализ взаимоотно-
шений культуры и религии, необходимо рассмотреть характер
взаимодействия между различными составляющими культур-
ного универсума. Спектр взаимодействия религии с другими
культурными универсалиями достаточно широк. Можно анали-
зировать взаимоотношения религии и экономики, с одной сто-
роны, и увидеть влияние религиозных идей на развитие эконо
-
                                             Л.М. Гаврилина
лигиозная идея сохраняется в весьма опосредованном виде,
лишь на уровне самых общих нормативно-ценностных ориен-
таций. Трансляция этих норм и ценностей, сложившихся ко-
гда-то под влиянием той или иной религии, происходит по
общекультурным каналам, вне собственно религиозных. Но-
сителями культуры христианского или буддийского типа
обычно является большая часть той или иной общности вне
зависимости от их отношения к церкви и религиозной дея-
тельности. Ведь даже атеизм в рамках культуры христианско-
го или буддийского типа будет выглядеть по-разному.
    В современной культурологии и философии истории по-
прежнему активно используются многочисленные культурные
типологии, построенные по религиозным основаниям. Для
примера можно обратиться к широко известным типологиям
мировой культуры А. Тойнби, С. Хантингтона и др., в которых
культурные типы выделяются на основе одной или нескольких
господствующих религиозных традиций или их модификаций:
западно-христианский тип культуры, восточно-христианский,
индуистско-буддийский, конфуцианско-буддийский и т.д. В со-
ответствии с этими концепциями современную культуру Евро-
пы, России, ставшую сегодня в значительной мере светской,
все-таки по неким глубинным параметрам можно отнести к
христианскому типу. Это становится очевидным, если сравни-
вать европейскую или русскую культуру с чем-то принципи-
ально иным, например с культурой Китая или Индии.

           Религия как культурная универсалия
 и ее взаимодействие с другими универсалиями культуры

   Для того чтобы провести более тонкий анализ взаимоотно-
шений культуры и религии, необходимо рассмотреть характер
взаимодействия между различными составляющими культур-
ного универсума. Спектр взаимодействия религии с другими
культурными универсалиями достаточно широк. Можно анали-
зировать взаимоотношения религии и экономики, с одной сто-
роны, и увидеть влияние религиозных идей на развитие эконо-
                                                        113