Составители:
Рубрика:
Глава 3. Религия в системе культурного универсума
130
мышления медленно, в течение ряда столетий укоренялась
среди европейцев и, наконец, оно проявилось в быстром раз-
витии науки. Новое мышление явилось более важным событи-
ем, чем даже новая наука или техника»
1
.
Конфликт между религией и наукой возникал прежде все-
го в сфере астрономии, которая затрагивала основы картины
мира и, соответственно, религиозного мировоззрения. Далее
он переместился в область философии и методологии научно-
го познания. Р. Декарт развел религию и науку как сущест-
вующие в разных плоскостях и имеющие разные объекты и
методы
познания. Однако ни Декарт, ни Спиноза, ни Лейбниц
не сталкивали достижения собственно науки, например меха-
ники, с религией. Открытая критика религии и становление
атеизма появятся лишь в конце XVIII – XIX веке.
Однако и в это время были учения, пытавшиеся соединить
религию с философией, наукой, искусством. Важной фигурой в
этом отношении является Фридрих Шлейермахер
(1768 – 1834),
положивший начало формированию современной либеральной
протестантской теологии. Впитав в себя идеи Просвещения, опи-
раясь на философию Канта, он пытался на этих новых основани-
ях выстроить позитивные отношения между религией, наукой,
искусством, стремился заключить «вечный договор» между жи-
вой христианской верой и научными исследованиями
2
.
4-й период – современный (с 30-х годов XX века). Склады-
вается новый, постконфронтационный этап в отношениях меж-
ду религией и наукой. Их отношения не стали абсолютно без-
облачными и гармоничными, однако утратили былой конфрон-
тационный запал. Сегодня уже никто не может отрицать огром-
ный вклад науки в развитие современной культуры и большие
возможности науки в решении глобальных проблем, затраги-
вающих интересы всех людей на Земле. Наука стала сущест-
венным фактором жизни человечества, она активно влияет на
1
Уайтхед А. Указ. соч. С. 57.
2
Шлейермахер Ф. Речи о религии перед людьми, ее презирающими.
М., 1994.
Глава 3. Религия в системе культурного универсума мышления медленно, в течение ряда столетий укоренялась среди европейцев и, наконец, оно проявилось в быстром раз- витии науки. Новое мышление явилось более важным событи- ем, чем даже новая наука или техника»1. Конфликт между религией и наукой возникал прежде все- го в сфере астрономии, которая затрагивала основы картины мира и, соответственно, религиозного мировоззрения. Далее он переместился в область философии и методологии научно- го познания. Р. Декарт развел религию и науку как сущест- вующие в разных плоскостях и имеющие разные объекты и методы познания. Однако ни Декарт, ни Спиноза, ни Лейбниц не сталкивали достижения собственно науки, например меха- ники, с религией. Открытая критика религии и становление атеизма появятся лишь в конце XVIII XIX веке. Однако и в это время были учения, пытавшиеся соединить религию с философией, наукой, искусством. Важной фигурой в этом отношении является Фридрих Шлейермахер (1768 1834), положивший начало формированию современной либеральной протестантской теологии. Впитав в себя идеи Просвещения, опи- раясь на философию Канта, он пытался на этих новых основани- ях выстроить позитивные отношения между религией, наукой, искусством, стремился заключить «вечный договор» между жи- вой христианской верой и научными исследованиями2. 4-й период современный (с 30-х годов XX века). Склады- вается новый, постконфронтационный этап в отношениях меж- ду религией и наукой. Их отношения не стали абсолютно без- облачными и гармоничными, однако утратили былой конфрон- тационный запал. Сегодня уже никто не может отрицать огром- ный вклад науки в развитие современной культуры и большие возможности науки в решении глобальных проблем, затраги- вающих интересы всех людей на Земле. Наука стала сущест- венным фактором жизни человечества, она активно влияет на 1 Уайтхед А. Указ. соч. С. 57. 2 Шлейермахер Ф. Речи о религии перед людьми, ее презирающими. М., 1994. 130
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 130
- 131
- 132
- 133
- 134
- …
- следующая ›
- последняя »