Проблемы философии религии и религиоведения. Красников А.Н - 34 стр.

UptoLike

Рубрика: 

Глава 1. Формирование религиоведческой парадигмы
32
онных методов изучения психики (прежде всего при помощи
метода интроспекции), экспериментальной проверке. Для это-
го в 1879 г. им была создана в Лейпциге психологическая ла-
боратория, где изучались ощущения, реакции, ассоциации,
простейшие чувства. Однако интерес В. Вундта к высшим
психическим процессам (воля, мышление, речь) вывел его за
рамки конкретных психологических исследований в
область
истории и культурологии. На стыке с религиоведением прово-
дили свои исследования и представители Вюрцбургской пси-
хологической школы. Ее основатель Освальд Кюльпе (1862 –
1915) использовал для изучения религиозных переживаний
разнообразные вопросники, интервью, автобиографические
источники, что в дальнейшем стало одним из главных методов
психологии религии.
У истоков социологии религии, наряду с О. Контом
и
Э. Дюркгеймом, стояли немецкие мыслители Карл Маркс
(1818 – 1883)
1
и Макс Вебер (1864 – 1920). Эти ученые зачас-
тую представляются антиподами, хотя гораздо плодотворнее
рассматривать их подходы к религии как дополняющие друг
друга. Если К. Маркс подчеркивал социальный характер ре-
лигии и делал акцент на ее обусловленности, в конечном сче-
те, уровнем развития производительных сил и производст-
венных отношений, то М. Вебер
рассматривал религию как
формирующий и движущий фактор, в том числе в сфере эко-
номики. При этом следует отметить, что К. Маркс не отрицал
обратного воздействия религии на все стороны обществен-
ной жизни, а М. Вебер осознавал, что «не существовало хо-
зяйственной этики, которая была бы только религиозно де-
терминирована... Однако, несомненно
, что одним из детер-
1
В «Энциклопедии религии» под редакцией Мирчи Элиаде К. Маркс
упоминается не только как один из основателей социологии религии (см.:
Cain S. Study of Religion: History of Study // The Encyclopedia of Religion.
Vol. 14. New-York; London, 1987. P. 79), но и как крупнейший представи-
тель немецкой философии религии (см.: Proudfoot W. Philosophy: Philoso-
phy of Religion // The Encyclopedia of Religion. Vol. 11. P. 309).
Глава 1. Формирование религиоведческой парадигмы
онных методов изучения психики (прежде всего при помощи
метода интроспекции), экспериментальной проверке. Для это-
го в 1879 г. им была создана в Лейпциге психологическая ла-
боратория, где изучались ощущения, реакции, ассоциации,
простейшие чувства. Однако интерес В. Вундта к высшим
психическим процессам (воля, мышление, речь) вывел его за
рамки конкретных психологических исследований в область
истории и культурологии. На стыке с религиоведением прово-
дили свои исследования и представители Вюрцбургской пси-
хологической школы. Ее основатель Освальд Кюльпе (1862 –
1915) использовал для изучения религиозных переживаний
разнообразные вопросники, интервью, автобиографические
источники, что в дальнейшем стало одним из главных методов
психологии религии.
    У истоков социологии религии, наряду с О. Контом и
Э. Дюркгеймом, стояли немецкие мыслители Карл Маркс
(1818 – 1883)1 и Макс Вебер (1864 – 1920). Эти ученые зачас-
тую представляются антиподами, хотя гораздо плодотворнее
рассматривать их подходы к религии как дополняющие друг
друга. Если К. Маркс подчеркивал социальный характер ре-
лигии и делал акцент на ее обусловленности, в конечном сче-
те, уровнем развития производительных сил и производст-
венных отношений, то М. Вебер рассматривал религию как
формирующий и движущий фактор, в том числе в сфере эко-
номики. При этом следует отметить, что К. Маркс не отрицал
обратного воздействия религии на все стороны обществен-
ной жизни, а М. Вебер осознавал, что «не существовало хо-
зяйственной этики, которая была бы только религиозно де-
терминирована... Однако, несомненно, что одним из детер-
1
  В «Энциклопедии религии» под редакцией Мирчи Элиаде К. Маркс
упоминается не только как один из основателей социологии религии (см.:
Cain S. Study of Religion: History of Study // The Encyclopedia of Religion.
Vol. 14. New-York; London, 1987. P. 79), но и как крупнейший представи-
тель немецкой философии религии (см.: Proudfoot W. Philosophy: Philoso-
phy of Religion // The Encyclopedia of Religion. Vol. 11. P. 309).
32