Проблемы философии религии и религиоведения. Красников А.Н - 38 стр.

UptoLike

Рубрика: 

Глава 1. Формирование религиоведческой парадигмы
3
6
психология религии. «Если в Европе психология религии полу-
чила начальный импульс для своего развития, то в Соединен-
ных Штатах она сформировалась как самостоятельная дисцип-
лина. Дж. Стэнли Холл (1844 – 1924), который учился вместе с
Вундтом в Лейпциге, основал психологическую лабораторию в
Соединенных Штатах, где он впервые предпринял эмпириче-
ское исследование в области психологии
религии»
1
. Среди его
учеников выделялись Джемс Леуба (1868 – 1946) и Эдвин
Старбэк (1866 – 1947). Перу последнего принадлежит работа
«Психология религии» (1899), в которой были сформулированы
основные принципы новой дисциплины, определены ее пред-
мет и метод исследования, поставлены первоочередные про-
блемы. Завершил становление психологии религии Уильям
Джемс (1842 – 1910), опубликовавший Джиффордские лекции,
прочитанные им в 1901 – 1902 гг. в Эдинбургском университете
под названием «Многообразие религиозного опыта».
Попытки истолковать религию как личностное переживание,
выявить ее психологические корни, проследить связи между пси-
хическими отклонениями и «религиозной гениальностью», ду-
шевными переломами юношеского возраста и религиозным об-
ращением, алкогольным или наркотическим опьянением и мис-
тическими переживаниями и т.п. вызвали возмущение у теологи-
ческого сообщества.
В свою очередь, подавляющее большинство
американских психологов придерживалось не теологической, а
научной ориентации, хотя и признавало ценность религии. Таким
образом, конфликт между теологией и зарождающимся религио-
ведением прослеживался и в Соединенных Штатах.
Постоянные напоминания о том, что теология в ХIХ в.
весьма неприязненно относилась к науке о религии, а рели
-
гиоведение формировалось путем критического размежевания
с теологией, весьма актуальны в наше время. Современные
теологи и религиозные деятели, вынужденные признать, что
религиоведение, достигшее значительных успехов, преврати-
1
Heisig J. Psychology of Religion // The Encyclopedia of Religion. Vol.
12. P. 59.
Глава 1. Формирование религиоведческой парадигмы
психология религии. «Если в Европе психология религии полу-
чила начальный импульс для своего развития, то в Соединен-
ных Штатах она сформировалась как самостоятельная дисцип-
лина. Дж. Стэнли Холл (1844 – 1924), который учился вместе с
Вундтом в Лейпциге, основал психологическую лабораторию в
Соединенных Штатах, где он впервые предпринял эмпириче-
ское исследование в области психологии религии»1. Среди его
учеников выделялись Джемс Леуба (1868 – 1946) и Эдвин
Старбэк (1866 – 1947). Перу последнего принадлежит работа
«Психология религии» (1899), в которой были сформулированы
основные принципы новой дисциплины, определены ее пред-
мет и метод исследования, поставлены первоочередные про-
блемы. Завершил становление психологии религии Уильям
Джемс (1842 – 1910), опубликовавший Джиффордские лекции,
прочитанные им в 1901 – 1902 гг. в Эдинбургском университете
под названием «Многообразие религиозного опыта».
   Попытки истолковать религию как личностное переживание,
выявить ее психологические корни, проследить связи между пси-
хическими отклонениями и «религиозной гениальностью», ду-
шевными переломами юношеского возраста и религиозным об-
ращением, алкогольным или наркотическим опьянением и мис-
тическими переживаниями и т.п. вызвали возмущение у теологи-
ческого сообщества. В свою очередь, подавляющее большинство
американских психологов придерживалось не теологической, а
научной ориентации, хотя и признавало ценность религии. Таким
образом, конфликт между теологией и зарождающимся религио-
ведением прослеживался и в Соединенных Штатах.
   Постоянные напоминания о том, что теология в ХIХ в.
весьма неприязненно относилась к науке о религии, а рели-
гиоведение формировалось путем критического размежевания
с теологией, весьма актуальны в наше время. Современные
теологи и религиозные деятели, вынужденные признать, что
религиоведение, достигшее значительных успехов, преврати-
1
 Heisig J. Psychology of Religion // The Encyclopedia of Religion. Vol.
12. P. 59.
36