Проблемы философии религии и религиоведения. Красников А.Н - 41 стр.

UptoLike

Рубрика: 

А.Н. Красников
39
Методология религиоведения
второй половины ХIХначала ХХ века
Иногда религиоведение и теологию сближают на основа-
нии того, что они имеют частично совпадающие предметы ис-
следования и оперируют одними и теми же данными. Дейст-
вительно, религиоведы всегда уделяли большое внимание
Священному Писанию и Священному Преданию, истории
теологической и религиозно-философской
мысли, экклезиоло-
гии, христианским обрядам и праздникам. В свою очередь,
наиболее образованные и дальновидные теологи стремились
осмыслить данные и теоретические выводы современной им
науки и использовать их в своих целях. Ярчайшими примера-
ми этого могут служить библейская археология, получившая
небывалое развитие в ХIХ-ХХ вв., теория прамонотеизма
Вильгельма Шмидта (1868 – 1954), опирающаяся
на огромный
массив этнологических и исторических данных, теологические
по своей сути концепции Рудольфа Отто (1869 – 1937) и
Фридриха Хейлера (1892 – 1967), насыщенные религиоведче-
ским материалом.
Кроме того, в последние годы в религиозно-философской
и теологической литературе прослеживается тенденция к рас-
ширительному истолкованию теологии. Так, канадский не-
отомист Б. Лонерган утверждает, что «теология представляет
собой
рефлексию по поводу религии. Она служит опосредую-
щим звеном между религией и культурой. Ее функция состоит
в том, чтобы прояснить значение и ценность религии в кон-
тексте любой из существующих культур»
1
. Подобные опреде-
ления полностью стирают грань между теологией и религио-
ведением. Учитывая, что предметы религиоведения и теоло-
гии частично совпадают и что предмет теологии все чаще ис-
толковывается предельно широко, фундаментальные различия
между религиоведением и теологией, очевидно, следует ис-
кать в сфере методологии.
1
Lonergan B. Philosophy of God and Theology. London, 1973. P. 22.
                                                       А.Н. Красников

                  Методология религиоведения
             второй половины ХIХ – начала ХХ века

    Иногда религиоведение и теологию сближают на основа-
нии того, что они имеют частично совпадающие предметы ис-
следования и оперируют одними и теми же данными. Дейст-
вительно, религиоведы всегда уделяли большое внимание
Священному Писанию и Священному Преданию, истории
теологической и религиозно-философской мысли, экклезиоло-
гии, христианским обрядам и праздникам. В свою очередь,
наиболее образованные и дальновидные теологи стремились
осмыслить данные и теоретические выводы современной им
науки и использовать их в своих целях. Ярчайшими примера-
ми этого могут служить библейская археология, получившая
небывалое развитие в ХIХ-ХХ вв., теория прамонотеизма
Вильгельма Шмидта (1868 – 1954), опирающаяся на огромный
массив этнологических и исторических данных, теологические
по своей сути концепции Рудольфа Отто (1869 – 1937) и
Фридриха Хейлера (1892 – 1967), насыщенные религиоведче-
ским материалом.
    Кроме того, в последние годы в религиозно-философской
и теологической литературе прослеживается тенденция к рас-
ширительному истолкованию теологии. Так, канадский не-
отомист Б. Лонерган утверждает, что «теология представляет
собой рефлексию по поводу религии. Она служит опосредую-
щим звеном между религией и культурой. Ее функция состоит
в том, чтобы прояснить значение и ценность религии в кон-
тексте любой из существующих культур»1. Подобные опреде-
ления полностью стирают грань между теологией и религио-
ведением. Учитывая, что предметы религиоведения и теоло-
гии частично совпадают и что предмет теологии все чаще ис-
толковывается предельно широко, фундаментальные различия
между религиоведением и теологией, очевидно, следует ис-
кать в сфере методологии.

1
    Lonergan B. Philosophy of God and Theology. London, 1973. P. 22.
                                                                       39