Проблемы философии религии и религиоведения. Красников А.Н - 42 стр.

UptoLike

Рубрика: 

Глава 1. Формирование религиоведческой парадигмы
40
Разработкой методологических проблем науки о религии
во второй половине ХIХ в. занимались многие ученые. Среди
них в первую очередь следует упомянуть М. Мюллера. «До
Макса Мюллера, – отмечает современный историк религиове-
дения Эрик Шарп, – область изучения религий была обшир-
ной и наполненной разнообразными данными, но фактически
в ней царил хаос. После
Макса Мюллера она предстала как
нечто целостное и поддающееся освоению при помощи неко-
торых методов. Короче говоря, появилась возможность объяс-
нять многочисленные данные научно»
1
. Именно М. Мюллер
ввел понятие «наука о религии», сформулировал важнейшие
методологические принципы этой науки и дал мощный им-
пульс для ее дальнейшего развития.
Метод компаративистики. Главным во всех работах
Мюллера была пропаганда сравнительного метода, который
он использовал в науке о языке, науке о мифологии, науке о
религии и науке о
человеческом мышлении. Желая подчерк-
нуть важность сравнительного метода для науки, он писал:
«Нас спрашивают, в чем польза сравнения? – Как в чем? Ведь
всякое высшее знание достигается путем сравнения и основы-
вается на сравнении. Когда говорится, что характер научного
исследования в нашу эпоху является преимущественно срав-
нительным, то это реально означает,
что сейчас наши исследо-
вания основываются на большом массиве очевидных данных,
на ясных выводах, которые могут быть получены человече-
ским умом»
2
.
Свою эффективность сравнительный метод особенно ярко
продемонстрировал в области филологии, которая в ХIХ в.
благодаря усилиям Ф. Боппа, Вильгельма Гумбольдта (1767 –
1835), братьев Гримм и других ученых достигла небывалого
расцвета и стала образцом для многих гуманитарных наук. За-
тем сравнительный метод стал применяться в мифологии,
фольклористике, этнографии, антропологии, социологии, пси-
1
Sharpe E. Comparative Religion. A History. P. 46.
2
Introduction to the Science of Religion... P. 9 – 10.
Глава 1. Формирование религиоведческой парадигмы
    Разработкой методологических проблем науки о религии
во второй половине ХIХ в. занимались многие ученые. Среди
них в первую очередь следует упомянуть М. Мюллера. «До
Макса Мюллера, – отмечает современный историк религиове-
дения Эрик Шарп, – область изучения религий была обшир-
ной и наполненной разнообразными данными, но фактически
в ней царил хаос. После Макса Мюллера она предстала как
нечто целостное и поддающееся освоению при помощи неко-
торых методов. Короче говоря, появилась возможность объяс-
нять многочисленные данные научно»1. Именно М. Мюллер
ввел понятие «наука о религии», сформулировал важнейшие
методологические принципы этой науки и дал мощный им-
пульс для ее дальнейшего развития.
    Метод компаративистики. Главным во всех работах
Мюллера была пропаганда сравнительного метода, который
он использовал в науке о языке, науке о мифологии, науке о
религии и науке о человеческом мышлении. Желая подчерк-
нуть важность сравнительного метода для науки, он писал:
«Нас спрашивают, в чем польза сравнения? – Как в чем? Ведь
всякое высшее знание достигается путем сравнения и основы-
вается на сравнении. Когда говорится, что характер научного
исследования в нашу эпоху является преимущественно срав-
нительным, то это реально означает, что сейчас наши исследо-
вания основываются на большом массиве очевидных данных,
на ясных выводах, которые могут быть получены человече-
ским умом»2.
    Свою эффективность сравнительный метод особенно ярко
продемонстрировал в области филологии, которая в ХIХ в.
благодаря усилиям Ф. Боппа, Вильгельма Гумбольдта (1767 –
1835), братьев Гримм и других ученых достигла небывалого
расцвета и стала образцом для многих гуманитарных наук. За-
тем сравнительный метод стал применяться в мифологии,
фольклористике, этнографии, антропологии, социологии, пси-
1
    Sharpe E. Comparative Religion. A History. P. 46.
2
    Introduction to the Science of Religion... P. 9 – 10.
40