Составители:
Рубрика:
Глава 1. Формирование религиоведческой парадигмы
42
уникальность христианства можно было обосновать путем
сравнения Ветхого и Нового Заветов, проследив не только
преемственность, но и качественные различия между иудаиз-
мом и христианством.
Отголоски теологического неприятия сравнительного изу-
чения религий были отчетливо слышны еще во второй поло-
вине ХХ в. «Сравнительное религиоведение (то есть изучение
христианства наряду с другими религиями
), – утверждал Ро-
нальд Нокс, – является прекрасным средством для того, чтобы
сделать человека сравнительно религиозным»
1
. Однако в на-
стоящее время многие христианские теологи чувствуют огра-
ниченность и даже ущербность подобных суждений.
В теологических статьях, монографиях, учебных пособиях,
словарях последних лет все чаще встречается термин «компа-
ративная теология». Этот термин был введен М. Мюллером
для обозначения раздела религиоведения, изучающего «исто-
рические формы религии». Первоначально он не
нес теологи-
ческого содержания. Его использование, скорее всего, было
терминологической уступкой западному христианству, по-
скольку у М. Мюллера (об этом говорит содержание всех его
работ) не было намерения включать традиционную христиан-
скую теологию в науку о религии. В дальнейшем термин
«компаративная теология» стал использоваться двояким обра-
зом. Иногда им обозначают
раздел светского религиоведения,
в рамках которого проводится сравнительный анализ теологи-
ческих традиций, сложившихся в одной или нескольких рели-
гиях. «Но чаще всего, – утверждает американский теолог Дэ-
вид Трейси, – термином “компаративная теология” обознача-
ют строго теологическое исследование (называемое также
“мировая теология” или “глобальная теология”), которое ста-
вит своей целью изучение не
одной, а двух или более религи-
озных традиций, производя их сравнение на теологических
основаниях»
2
.
1
Knox R. The Hidden Stream. London, 1952. P. 105.
2
Tracy D. Theology // The Encyclopedia of Religion. Vol. 14. P. 446.
Глава 1. Формирование религиоведческой парадигмы уникальность христианства можно было обосновать путем сравнения Ветхого и Нового Заветов, проследив не только преемственность, но и качественные различия между иудаиз- мом и христианством. Отголоски теологического неприятия сравнительного изу- чения религий были отчетливо слышны еще во второй поло- вине ХХ в. «Сравнительное религиоведение (то есть изучение христианства наряду с другими религиями), утверждал Ро- нальд Нокс, является прекрасным средством для того, чтобы сделать человека сравнительно религиозным»1. Однако в на- стоящее время многие христианские теологи чувствуют огра- ниченность и даже ущербность подобных суждений. В теологических статьях, монографиях, учебных пособиях, словарях последних лет все чаще встречается термин «компа- ративная теология». Этот термин был введен М. Мюллером для обозначения раздела религиоведения, изучающего «исто- рические формы религии». Первоначально он не нес теологи- ческого содержания. Его использование, скорее всего, было терминологической уступкой западному христианству, по- скольку у М. Мюллера (об этом говорит содержание всех его работ) не было намерения включать традиционную христиан- скую теологию в науку о религии. В дальнейшем термин «компаративная теология» стал использоваться двояким обра- зом. Иногда им обозначают раздел светского религиоведения, в рамках которого проводится сравнительный анализ теологи- ческих традиций, сложившихся в одной или нескольких рели- гиях. «Но чаще всего, утверждает американский теолог Дэ- вид Трейси, термином компаративная теология обознача- ют строго теологическое исследование (называемое также мировая теология или глобальная теология), которое ста- вит своей целью изучение не одной, а двух или более религи- озных традиций, производя их сравнение на теологических основаниях»2. 1 Knox R. The Hidden Stream. London, 1952. P. 105. 2 Tracy D. Theology // The Encyclopedia of Religion. Vol. 14. P. 446. 42
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 42
- 43
- 44
- 45
- 46
- …
- следующая ›
- последняя »