Проблемы философии религии и религиоведения. Красников А.Н - 45 стр.

UptoLike

Рубрика: 

А.Н. Красников
43
В современной религиозно-философской и теологической
литературе можно встретить термины «теология религии»,
«теология религиозной истории человечества», «теология
homo religiosus» и т.п. Теологические исследования, обозна-
чаемые этими терминами, могут различаться предпосылками,
конфессиональными интересами, предметами, целями, зада-
чами, но объединяет их методология, точнее говоря, сравни-
тельный метод изучения религий. Все это свидетельствует о
том, что компаративистика, получившая широкое распростра-
нение в раннем религиоведении и прошедшая красной нитью
через всю историю этой науки, оказывает все возрастающее
влияние на современную теологию.
Сравнительное изучение религий мира поставило перед ре-
лигиоведами второй половины ХIХначала ХХ в. сложную за-
дачу. Выйдя за рамки христианской религии, которая
к тому
времени была достаточно хорошо изучена, они столкнулись с
обилием материалов, требующих научной обработки. «Но как их
собрать воедино? Как нам выявить, что общего во всех этих ре-
лигиях? Чем они отличаются друг от друга? Как они зарождают-
ся и приходят в упадок? Что они представляют собой, и в чем
их
смысл? «Позвольте мне, – пишет после постановки этих вопро-
сов М. Мюллер, – воспользоваться старой поговоркой Divide et
impera, перефразировав ее следующим образом: «Классифици-
руй и овладевай», – и я уверен, нам удастся схватить ту древнюю
нить Ариадны, которая вела исследователей в разных областях
знания через более запутанные лабиринты, чем лабиринт науки о
религиях мира
. Любая наука основывается на классификации, и
если мы не сможем составить удовлетворительную классифика-
цию различных диалектов веры, мы должны признать, что наука
о религии действительно невозможна. Если данная нам во владе-
ние территория будет тщательно осмотрена и правильно поделе-
на, то каждый ученый сможет возделывать на ней свой собствен-
ный
участок, не растрачивая впустую своих сил и не теряя из ви-
ду конечных целей, достижению которых должны быть подчи-
нены все частные исследования»
1
.
1
Introduction to the Science of Religion. P. 68.
                                                      А.Н. Красников
    В современной религиозно-философской и теологической
литературе можно встретить термины «теология религии»,
«теология религиозной истории человечества», «теология
homo religiosus» и т.п. Теологические исследования, обозна-
чаемые этими терминами, могут различаться предпосылками,
конфессиональными интересами, предметами, целями, зада-
чами, но объединяет их методология, точнее говоря, сравни-
тельный метод изучения религий. Все это свидетельствует о
том, что компаративистика, получившая широкое распростра-
нение в раннем религиоведении и прошедшая красной нитью
через всю историю этой науки, оказывает все возрастающее
влияние на современную теологию.
    Сравнительное изучение религий мира поставило перед ре-
лигиоведами второй половины ХIХ – начала ХХ в. сложную за-
дачу. Выйдя за рамки христианской религии, которая к тому
времени была достаточно хорошо изучена, они столкнулись с
обилием материалов, требующих научной обработки. «Но как их
собрать воедино? Как нам выявить, что общего во всех этих ре-
лигиях? Чем они отличаются друг от друга? Как они зарождают-
ся и приходят в упадок? Что они представляют собой, и в чем их
смысл? «Позвольте мне, – пишет после постановки этих вопро-
сов М. Мюллер, – воспользоваться старой поговоркой Divide et
impera, перефразировав ее следующим образом: «Классифици-
руй и овладевай», – и я уверен, нам удастся схватить ту древнюю
нить Ариадны, которая вела исследователей в разных областях
знания через более запутанные лабиринты, чем лабиринт науки о
религиях мира. Любая наука основывается на классификации, и
если мы не сможем составить удовлетворительную классифика-
цию различных диалектов веры, мы должны признать, что наука
о религии действительно невозможна. Если данная нам во владе-
ние территория будет тщательно осмотрена и правильно поделе-
на, то каждый ученый сможет возделывать на ней свой собствен-
ный участок, не растрачивая впустую своих сил и не теряя из ви-
ду конечных целей, достижению которых должны быть подчи-
нены все частные исследования»1.
1
    Introduction to the Science of Religion. P. 68.
                                                                 43