Проблемы философии религии и религиоведения. Красников А.Н - 47 стр.

UptoLike

Рубрика: 

А.Н. Красников
4
5
сию. После разработки понятия «естественная религия» неко-
торые из них стали использовать дихотомию: религии открове-
нияестественные религии. Этим, собственно говоря, завер-
шалась классификаторская работа христианских мыслителей.
Религиоведение второй половины ХIХначала ХХ в. не только
значительно обогатило содержание понятия «религия», но су-
мело предложить ряд принципиально новых классификаций ре
-
лигий мира, отдельные элементы которых прочно вошли в ре-
лигиоведческий арсенал наших дней.
В тесной связи с компаративизмом стоял также метод объ-
ективности исследования, который предполагал, с одной сто-
роны, беспристрастность, а с другой стороны, воздержание от
оценочных суждений. Беспристрастность исследований, столь
очевидная для других наук ХIХ в., с
трудом пробивала себе до-
рогу в религиоведении. На протяжении многих столетий в евро-
пейском сознании, в том числе в сознании образованных людей,
формировалось мнение о привилегированном положении хри-
стианства по отношению к другим религиям. Поэтому даже наи-
более последовательные сторонники науки о религии вынужде-
ны были делать оговорки, что беспристрастность пойдет
только
на пользу христианству. «Те, кто намерен использовать сравни-
тельное изучение религий как средство для принижения христи-
анства и возвышения других религий человечества, – писал
М. Мюллер, – являются, по моему мнению, союзниками столь же
опасными, как и те, кто считает необходимым принизить другие
религии, чтобы возвеличить христианство. Науке не нужны фа-
натики. Не буду скрывать, что для меня подлинное христианство,
я имею в виду религию Христа, становится более и более возвы-
шенным по мере того, как мы все больше узнаем и все беспри-
страстнее оцениваем сокровища истины, скрываемые в прези-
раемых религиях мира. Но никто не сможет придти к этому убе-
ждению
до тех пор, пока не будет честно пользоваться одним и
тем же критерием по отношению ко всем религиям. Для любой
религии, а более всего для христианства, было бы губительным
претендовать на исключительное положение»
1
.
1
Introduction to the Science of Religion. P. 28.
                                                      А.Н. Красников
сию. После разработки понятия «естественная религия» неко-
торые из них стали использовать дихотомию: религии открове-
ния – естественные религии. Этим, собственно говоря, завер-
шалась классификаторская работа христианских мыслителей.
Религиоведение второй половины ХIХ – начала ХХ в. не только
значительно обогатило содержание понятия «религия», но су-
мело предложить ряд принципиально новых классификаций ре-
лигий мира, отдельные элементы которых прочно вошли в ре-
лигиоведческий арсенал наших дней.
    В тесной связи с компаративизмом стоял также метод объ-
ективности исследования, который предполагал, с одной сто-
роны, беспристрастность, а с другой стороны, воздержание от
оценочных суждений. Беспристрастность исследований, столь
очевидная для других наук ХIХ в., с трудом пробивала себе до-
рогу в религиоведении. На протяжении многих столетий в евро-
пейском сознании, в том числе в сознании образованных людей,
формировалось мнение о привилегированном положении хри-
стианства по отношению к другим религиям. Поэтому даже наи-
более последовательные сторонники науки о религии вынужде-
ны были делать оговорки, что беспристрастность пойдет только
на пользу христианству. «Те, кто намерен использовать сравни-
тельное изучение религий как средство для принижения христи-
анства и возвышения других религий человечества, – писал
М. Мюллер, – являются, по моему мнению, союзниками столь же
опасными, как и те, кто считает необходимым принизить другие
религии, чтобы возвеличить христианство. Науке не нужны фа-
натики. Не буду скрывать, что для меня подлинное христианство,
я имею в виду религию Христа, становится более и более возвы-
шенным по мере того, как мы все больше узнаем и все беспри-
страстнее оцениваем сокровища истины, скрываемые в прези-
раемых религиях мира. Но никто не сможет придти к этому убе-
ждению до тех пор, пока не будет честно пользоваться одним и
тем же критерием по отношению ко всем религиям. Для любой
религии, а более всего для христианства, было бы губительным
претендовать на исключительное положение»1.
1
    Introduction to the Science of Religion. P. 28.
                                                                 45