Составители:
Рубрика:
Глава 1. Формирование религиоведческой парадигмы
44
Метод классификации религий широко использовался в
раннем религиоведении. Сейчас нет необходимости воспроиз-
водить классификации религий, предложенные М. Мюллером,
К. Тиле, П.Д. Шантепи де ла Соссе и другими учеными
1
. Не-
которые из этих классификаций представляют лишь историче-
ский интерес, поскольку считаются явно устаревшими, эле-
менты других до сих пор представляют научную ценность.
Например, современные исследователи, в явной или неявной
форме, пользуются делением религий на политеистические и
монотеистические, а генотеизм или катенотеизм иногда рас-
сматривают как переходную стадию от политеизма
к моноте-
изму. Не утратила своей научной ценности классификация, со-
гласно которой существуют примитивные (племенные), на-
родностные (государственные) и мировые религии. Сохраня-
ют свое значение, с некоторыми оговорками, классификации
религий по форме вероучений, по культовым особенностям,
по организационным принципам, по отношению к государст-
ву, науке, искусству, нравственности и т.п.
Однако
ни одна из предложенных во второй половине ХIХ –
начале ХХ в. классификаций религий не была общепризнанной.
«Все эти системы, – отмечает Генрих Фрик (1893 – 1952), –
предлагают ценные точки зрения, но не основательную класси-
фикацию. Это просеки, прорубленные в дремучем лесу истории
религий, но совсем не торные пути, ведущие к цели»
2
. Присое-
диняясь к высказыванию Г. Фрика, следует отметить, что до се-
редины ХIХ в. к «дремучему лесу истории религий» не было
даже более или менее приличных подходов. Если к концу ХIХ в.
в этом лесу прорубили просеки, то это можно рассматривать
как огромный успех науки о религии. Христианские
теологи на
протяжении многих веков считали подлинной религией только
христианство, а чаще всего – отдельную христианскую конфес-
1
Краткий обзор существующих в то время классификаций религий
дает П.Д. Шантепи де ла Соссе в «Учебнике истории религии» (см.:
Lehrbuch der Religionsgeschichte. S. 6 – 17).
2
Frick H. Vergleichende Religionswissenschaft. Berlin und Leipzig,
1928. S. 11.
Глава 1. Формирование религиоведческой парадигмы Метод классификации религий широко использовался в раннем религиоведении. Сейчас нет необходимости воспроиз- водить классификации религий, предложенные М. Мюллером, К. Тиле, П.Д. Шантепи де ла Соссе и другими учеными1. Не- которые из этих классификаций представляют лишь историче- ский интерес, поскольку считаются явно устаревшими, эле- менты других до сих пор представляют научную ценность. Например, современные исследователи, в явной или неявной форме, пользуются делением религий на политеистические и монотеистические, а генотеизм или катенотеизм иногда рас- сматривают как переходную стадию от политеизма к моноте- изму. Не утратила своей научной ценности классификация, со- гласно которой существуют примитивные (племенные), на- родностные (государственные) и мировые религии. Сохраня- ют свое значение, с некоторыми оговорками, классификации религий по форме вероучений, по культовым особенностям, по организационным принципам, по отношению к государст- ву, науке, искусству, нравственности и т.п. Однако ни одна из предложенных во второй половине ХIХ начале ХХ в. классификаций религий не была общепризнанной. «Все эти системы, отмечает Генрих Фрик (1893 1952), предлагают ценные точки зрения, но не основательную класси- фикацию. Это просеки, прорубленные в дремучем лесу истории религий, но совсем не торные пути, ведущие к цели»2. Присое- диняясь к высказыванию Г. Фрика, следует отметить, что до се- редины ХIХ в. к «дремучему лесу истории религий» не было даже более или менее приличных подходов. Если к концу ХIХ в. в этом лесу прорубили просеки, то это можно рассматривать как огромный успех науки о религии. Христианские теологи на протяжении многих веков считали подлинной религией только христианство, а чаще всего отдельную христианскую конфес- 1 Краткий обзор существующих в то время классификаций религий дает П.Д. Шантепи де ла Соссе в «Учебнике истории религии» (см.: Lehrbuch der Religionsgeschichte. S. 6 17). 2 Frick H. Vergleichende Religionswissenschaft. Berlin und Leipzig, 1928. S. 11. 44
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 44
- 45
- 46
- 47
- 48
- …
- следующая ›
- последняя »