Составители:
Рубрика:
Глава 1. Формирование религиоведческой парадигмы
48
вместимости ценностей. Вот лишь один из них: «Какой чело-
век отважится “научно опровергнуть” этику Нагорной пропо-
веди, например заповедь “непротивления злу” или притчу о
человеке, подставляющем и левую, и правую щеку для удара?
И тем не менее ясно, что здесь, если взглянуть на это с мир-
ской точки зрения, проповедуется этика
, требующая отказа от
чувства собственного достоинства. Нужно выбирать между
религиозным достоинством... и мужским достоинством, этика
которого проповедует нечто совсем иное: “Противься злу,
иначе ты будешь нести свою долю ответственности, если оно
победит”. В зависимости от конечной установки индивида од-
на из этих этических позиций исходит от дьявола, другая – от
Бога,
и индивид должен решить, кто для него Бог, а кто дья-
вол. И так обстоит дело со всеми сферами жизни»
1
.
Устранить эту «борьбу богов», основанную на субъективных
предпочтениях и ценностях – важнейшая задача науки о религии,
и с этим соглашались многие религиоведы второй половины
ХIХ – начала ХХ в. Метод объективности религиоведческого ис-
следования в дальнейшем уточнялся, разрабатывались новые
способы его обоснования, а иногда он подвергался критике и ус-
тупал место
различным вариантам субъективизма.
Столь же сложной была судьба других методов, опреде-
ливших лицо раннего религиоведения. Это в полной мере отно-
сится к эволюционизму. Идея прогрессивного развития и эво-
люции не нова, она имеет длительную историю. Однако вплоть
до середины ХIХ в. она разрабатывалась главным образом в
рамках философии. Принципиально новый
этап в истории идеи
эволюции начался с выходом в свет работы Чарльза Дарвина
(1809 – 1882) «Происхождение видов...» (1859), вызвавшей не-
бывалый общественный резонанс и оказавшей огромное влия-
ние на все отрасли научного знания. «Религиоведение не было
исключением, – пишет в связи с этим Э. Шарп, – в действи-
1
Вебер М. «Интеллектуальная честность» как принцип научного по-
знания религии // Религия и общество: Хрестоматия по социологии
религии. М., 1996. С. 153 – 154.
Глава 1. Формирование религиоведческой парадигмы вместимости ценностей. Вот лишь один из них: «Какой чело- век отважится научно опровергнуть этику Нагорной пропо- веди, например заповедь непротивления злу или притчу о человеке, подставляющем и левую, и правую щеку для удара? И тем не менее ясно, что здесь, если взглянуть на это с мир- ской точки зрения, проповедуется этика, требующая отказа от чувства собственного достоинства. Нужно выбирать между религиозным достоинством... и мужским достоинством, этика которого проповедует нечто совсем иное: Противься злу, иначе ты будешь нести свою долю ответственности, если оно победит. В зависимости от конечной установки индивида од- на из этих этических позиций исходит от дьявола, другая от Бога, и индивид должен решить, кто для него Бог, а кто дья- вол. И так обстоит дело со всеми сферами жизни»1. Устранить эту «борьбу богов», основанную на субъективных предпочтениях и ценностях важнейшая задача науки о религии, и с этим соглашались многие религиоведы второй половины ХIХ начала ХХ в. Метод объективности религиоведческого ис- следования в дальнейшем уточнялся, разрабатывались новые способы его обоснования, а иногда он подвергался критике и ус- тупал место различным вариантам субъективизма. Столь же сложной была судьба других методов, опреде- ливших лицо раннего религиоведения. Это в полной мере отно- сится к эволюционизму. Идея прогрессивного развития и эво- люции не нова, она имеет длительную историю. Однако вплоть до середины ХIХ в. она разрабатывалась главным образом в рамках философии. Принципиально новый этап в истории идеи эволюции начался с выходом в свет работы Чарльза Дарвина (1809 1882) «Происхождение видов...» (1859), вызвавшей не- бывалый общественный резонанс и оказавшей огромное влия- ние на все отрасли научного знания. «Религиоведение не было исключением, пишет в связи с этим Э. Шарп, в действи- 1 Вебер М. «Интеллектуальная честность» как принцип научного по- знания религии // Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. М., 1996. С. 153 154. 48
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 48
- 49
- 50
- 51
- 52
- …
- следующая ›
- последняя »