Проблемы философии религии и религиоведения. Красников А.Н - 52 стр.

UptoLike

Рубрика: 

Глава 1. Формирование религиоведческой парадигмы
50
происхождения и эволюции религии. Несмотря на некоторые,
порой весьма существенные, разногласия при решении этой
проблемы
1
антропологи и этнологи сходились в следующем:
Религия не есть нечто неизменное, напротив, она законо-
мерно изменяется, и определенным стадиям развития культуры
соответствуют определенные религиозные верования и обряды.
В основе всех религий лежит некий «минимум», или
простейшая форма религии (фетишизм, поклонение умершим
предкам, анимизм, тотемизм и т.п.), изучение
которой дает
ключ к пониманию более сложных религиозных систем.
Изменения религии носят в целом прогрессивный характер,
она развивается от простого к сложному, или, говоря словами
Г. Спенсера, «от неопределенной и неупорядоченной однородно-
сти к определенной и упорядоченной разнородности»
2
.
Эволюция религии есть плавный и постепенный процесс
вытеснения простых верований и обрядов более сложными.
«Наши новейшие исследователи…, – пишет Э. Тайлор, – крепко
держатся учения Пифагора о порядке, господствующем в строе
Вселенной. Они утверждают вместе с Аристотелем, что в приро-
де нет эпизодов, не связанных между собой, как это бывает в
дурной трагедии. Они сходятся с Лейбницем в его аксиоме, что
природа никогда не действует скачками”»
3
. Отрицание скачко-
образного и подчеркивание постепенного развития религии были
присущи большинству представителей эволюционистской шко-
лы в антропологии и этнологии.
Религиозные верования разных народов можно выстро-
ить в один эволюционный ряд, который выглядит следующим
образом: «минимум религии» – полидемонизмполитеизм
1
См.: Boon J. Anthropology, Ethnology, and Religion // The Encyclope-
dia of Religion. Vol. 1. P. 308 – 316; Красников А.Н. Антропологиче-
ские споры о сущности религии // Лекции по религиоведению. М.,
1998. С. 9 – 14; Яблоков И.Н. Этнологические теории // Религиоведе-
ние. М., 1998. С. 180 – 202.
2
Spencer H. First Principles. London; Edinburg, 1890. P. 380.
3
Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989. С.18.
Глава 1. Формирование религиоведческой парадигмы
происхождения и эволюции религии. Несмотря на некоторые,
порой весьма существенные, разногласия при решении этой
проблемы1 антропологи и этнологи сходились в следующем:
    • Религия не есть нечто неизменное, напротив, она законо-
мерно изменяется, и определенным стадиям развития культуры
соответствуют определенные религиозные верования и обряды.
    • В основе всех религий лежит некий «минимум», или
простейшая форма религии (фетишизм, поклонение умершим
предкам, анимизм, тотемизм и т.п.), изучение которой дает
ключ к пониманию более сложных религиозных систем.
    • Изменения религии носят в целом прогрессивный характер,
она развивается от простого к сложному, или, говоря словами
Г. Спенсера, «от неопределенной и неупорядоченной однородно-
сти к определенной и упорядоченной разнородности»2.
    • Эволюция религии есть плавный и постепенный процесс
вытеснения простых верований и обрядов более сложными.
«Наши новейшие исследователи , – пишет Э. Тайлор, – крепко
держатся учения Пифагора о порядке, господствующем в строе
Вселенной. Они утверждают вместе с Аристотелем, что в приро-
де нет эпизодов, не связанных между собой, как это бывает в
дурной трагедии. Они сходятся с Лейбницем в его аксиоме, что
“природа никогда не действует скачками”»3. Отрицание скачко-
образного и подчеркивание постепенного развития религии были
присущи большинству представителей эволюционистской шко-
лы в антропологии и этнологии.
    • Религиозные верования разных народов можно выстро-
ить в один эволюционный ряд, который выглядит следующим
образом: «минимум религии» – полидемонизм – политеизм –
1
  См.: Boon J. Anthropology, Ethnology, and Religion // The Encyclope-
dia of Religion. Vol. 1. P. 308 – 316; Красников А.Н. Антропологиче-
ские споры о сущности религии // Лекции по религиоведению. М.,
1998. С. 9 – 14; Яблоков И.Н. Этнологические теории // Религиоведе-
ние. М., 1998. С. 180 – 202.
2
  Spencer H. First Principles. London; Edinburg, 1890. P. 380.
3
  Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989. С.18.
50