Проблемы философии религии и религиоведения. Красников А.Н - 54 стр.

UptoLike

Рубрика: 

Глава 1. Формирование религиоведческой парадигмы
52
кументами для нас будут свидетельства людей, глубже других
ушедших в религиозную жизнь и способных дать сознатель-
ный отчет в своих идеях и побуждениях»
1
. Подобная трактов-
ка предмета и сознательное ограничение материала привели к
тому, что У. Джемс и другие американские психологи писали
главным образом о чувствах и переживаниях «религиозных
виртуозов» христианского вероисповедания, а чаще всегоо
религиозном опыте протестантов, проживающих в Северной
Америке.
Гораздо большее распространение эволюционизм получил в
европейской психологии религии, особенно
в трудах В. Вундта,
который «уделял большое внимание сравнительным методам
и эволюционистским моделям, распространенным в совре-
менной ему антропологии, для того, чтобы сформировать соб-
ственный функциональный подход к изучению основ религи-
озного поведения»
2
. Подобно антропологам, этнологам и со-
циологам, он разработал учение о стадиях развития человече-
ского сознания, к которым отнес первобытный ритуализм, то-
темизм, мифы о героях и богах, гуманизм. Вообще для евро-
пейской психологии религии было характерно более широкое
понимание предмета и задач исследования и привлечение для
объяснения чувств, переживаний и
поведения верующих лю-
дей методологии, данных и выводов смежных наук, что делало
ее более восприимчивой к идее эволюции.
Философия религии ХIХ в. в значительной степени нахо-
дилась под влиянием идей Г.В.Ф. Гегеля, «великая заслуга ко-
торого состоит в том, что он впервые представил весь природ-
ный, исторический и
духовный мир в виде процесса, т.е. в
беспрерывном движении, изменении, преобразовании и разви-
тии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого дви-
жения и развития»
3
. В полемике с идеями Г.В.Ф. Гегеля
складывались воззрения на религию Л. Фейербаха, К. Маркса,
1
James W. The Varieties of Religious Experience. P. 3.
2
Heisig J. Psychology of Religion // The Encyclopedia of Religion. Vol.
12. P. 59.
3
Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. М., 1961. С. 23.
Глава 1. Формирование религиоведческой парадигмы
кументами для нас будут свидетельства людей, глубже других
ушедших в религиозную жизнь и способных дать сознатель-
ный отчет в своих идеях и побуждениях»1. Подобная трактов-
ка предмета и сознательное ограничение материала привели к
тому, что У. Джемс и другие американские психологи писали
главным образом о чувствах и переживаниях «религиозных
виртуозов» христианского вероисповедания, а чаще всего – о
религиозном опыте протестантов, проживающих в Северной
Америке.
    Гораздо большее распространение эволюционизм получил в
европейской психологии религии, особенно в трудах В. Вундта,
который «уделял большое внимание сравнительным методам
и эволюционистским моделям, распространенным в совре-
менной ему антропологии, для того, чтобы сформировать соб-
ственный функциональный подход к изучению основ религи-
озного поведения»2. Подобно антропологам, этнологам и со-
циологам, он разработал учение о стадиях развития человече-
ского сознания, к которым отнес первобытный ритуализм, то-
темизм, мифы о героях и богах, гуманизм. Вообще для евро-
пейской психологии религии было характерно более широкое
понимание предмета и задач исследования и привлечение для
объяснения чувств, переживаний и поведения верующих лю-
дей методологии, данных и выводов смежных наук, что делало
ее более восприимчивой к идее эволюции.
    Философия религии ХIХ в. в значительной степени нахо-
дилась под влиянием идей Г.В.Ф. Гегеля, «великая заслуга ко-
торого состоит в том, что он впервые представил весь природ-
ный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в
беспрерывном движении, изменении, преобразовании и разви-
тии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого дви-
жения и развития»3. В полемике с идеями Г.В.Ф. Гегеля
складывались воззрения на религию Л. Фейербаха, К. Маркса,
1
  James W. The Varieties of Religious Experience. P. 3.
2
  Heisig J. Psychology of Religion // The Encyclopedia of Religion. Vol.
12. P. 59.
3
  Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. М., 1961. С. 23.
52