Проблемы философии религии и религиоведения. Красников А.Н - 57 стр.

UptoLike

Рубрика: 

А.Н. Красников
5
5
Библия» (Ф. Делич), «Жизнь Иисуса» (Э. Ренан), «К истории
первоначального христианства» (Ф. Энгельс) и т.п.
Попытку обосновать гипертрофированный интерес к исто-
рическому материалу предпринял Э. Дюркгейм, утверждав-
ший, что главная задача социолога «состоит в объяснении ре-
альности современной, близкой к нам и, следовательно, спо-
собной повлиять на наши идеи и
поступки. Эта реальность
человек, главным образом человек сегодняшнего дня, так как
нет для нас ничего более интересного. Стало быть, весьма ар-
хаичную религию, о которой пойдет речь, мы исследуем не
просто ради чистого удовольствия от рассказа о ее особенно-
стях и странностях. Если мы выбрали ее в качестве объекта
исследования,
то потому, что в нашем представлении она
больше, чем любая другая, способна прояснить религиозную
природу человека, иначе говоря, раскрыть нам существенный
и постоянный аспект человеческой природы»
1
.
Такой ход мысли, разделяемый многими религиоведами
ХIХначала ХХ в., имеет свои сильные и слабые стороны.
Обратившись к изучению элементарных форм религиозной
жизни, исследователь может прояснить «религиозную приро-
ду» человека, выявить некие существенные и постоянные при-
знаки homo religiosus, но вряд ли он сможет дать целостные
образы человека античности, средневекового верующего,
со-
временного крипторелигиозного человека и т.п.
Конечно, изучение истории является одной из важнейших
предпосылок для понимания современности и даже для пред-
сказания будущего, но акцентирование внимания только на
истории неправомерно. Для более полного понимания совре-
менной реальности необходимо, наряду с изучением истории,
изучать саму эту реальность, а она чаще всего
оставалась вне
поля зрения исследователей религии. То же самое относится к
тезису, что углубленное изучение истории позволяет загля-
нуть в будущее. Научное прогнозирование подразумевает зна-
1
Durkheim E. Les formes élémentaires de la vie religieuse. Le systéme
totémique en Australie. 4 – éme éd. Paris, 1960. P. 2.
                                                     А.Н. Красников
Библия» (Ф. Делич), «Жизнь Иисуса» (Э. Ренан), «К истории
первоначального христианства» (Ф. Энгельс) и т.п.
    Попытку обосновать гипертрофированный интерес к исто-
рическому материалу предпринял Э. Дюркгейм, утверждав-
ший, что главная задача социолога «состоит в объяснении ре-
альности современной, близкой к нам и, следовательно, спо-
собной повлиять на наши идеи и поступки. Эта реальность –
человек, главным образом человек сегодняшнего дня, так как
нет для нас ничего более интересного. Стало быть, весьма ар-
хаичную религию, о которой пойдет речь, мы исследуем не
просто ради чистого удовольствия от рассказа о ее особенно-
стях и странностях. Если мы выбрали ее в качестве объекта
исследования, то потому, что в нашем представлении она
больше, чем любая другая, способна прояснить религиозную
природу человека, иначе говоря, раскрыть нам существенный
и постоянный аспект человеческой природы»1.
    Такой ход мысли, разделяемый многими религиоведами
ХIХ – начала ХХ в., имеет свои сильные и слабые стороны.
Обратившись к изучению элементарных форм религиозной
жизни, исследователь может прояснить «религиозную приро-
ду» человека, выявить некие существенные и постоянные при-
знаки homo religiosus, но вряд ли он сможет дать целостные
образы человека античности, средневекового верующего, со-
временного крипторелигиозного человека и т.п.
    Конечно, изучение истории является одной из важнейших
предпосылок для понимания современности и даже для пред-
сказания будущего, но акцентирование внимания только на
истории неправомерно. Для более полного понимания совре-
менной реальности необходимо, наряду с изучением истории,
изучать саму эту реальность, а она чаще всего оставалась вне
поля зрения исследователей религии. То же самое относится к
тезису, что углубленное изучение истории позволяет загля-
нуть в будущее. Научное прогнозирование подразумевает зна-
1
  Durkheim E. Les formes élémentaires de la vie religieuse. Le systéme
totémique en Australie. 4 – éme éd. Paris, 1960. P. 2.
                                                                   55