Составители:
Рубрика:
Глава 1. Формирование религиоведческой парадигмы
5
6
ние истории предмета, но в первую очередь оно основывается
на выявлении тех тенденций современной жизни, которые с
наибольшей вероятностью получат свое развитие в ближай-
шем или отдаленном будущем.
Неудивительно, что работы крупнейших религиоведов
ХIХ – начала ХХ в. дают весьма слабое представление о рели-
гиозной ситуации в странах Европы и Америки
и о религиоз-
ном человеке того времени. О более или менее серьезном про-
гнозировании в этих работах речь вообще не идет. Религиове-
дение того времени было прежде всего историей религий, да-
же в тех случаях, когда предпринимались попытки философ-
ского, социологического и психологического осмысления ре-
лигии. Повышенный интерес к историческому
материалу в
ХIХ – начале ХХ в. был обусловлен обилием этого материала,
его новизной и неординарностью. Первобытные верования и
ритуалы, археологические находки, только что расшифрован-
ные тексты, мифы народов мира, фольклорные традиции – все
это притягивало к себе внимание религиоведов, которые цели-
ком ушли в историю, оставив изучение современности после-
дующим поколениям
исследователей религии. Для освоения
этого богатейшего и интереснейшего материала религиоведы
ХIХ – начала ХХ в. использовали историко-критический
метод, включавший в себя следующие элементы.
Во-первых, религию (религии, религиозные явления) не-
обходимо рассматривать в историческом развитии. «Где бы ни
соприкасались мы с историей, – пишет И. Бахофен, – всюду
рассматриваемые события предполагают
в качестве своих
предпосылок более ранние ступени бытия: нигде нет начала,
но всюду – уже продолжение, нигде нет чистой причины, вез-
де – одновременно и следствие. Истинно научное понимание
состоит не только в том, чтобы ответить на вопрос “что?”. В
полной мере оно существует лишь там, где возможно также
указать “откуда?” и при
этом еще установить взаимосвязь с
“куда?”. Знание лишь тогда возвышается до понимания, когда
оно способно охватить и исток, и процесс, и его завершение»
1
.
1
Bachofen J. Das Mutterrecht. Stuttgart, 1861. S. YIII.
Глава 1. Формирование религиоведческой парадигмы ние истории предмета, но в первую очередь оно основывается на выявлении тех тенденций современной жизни, которые с наибольшей вероятностью получат свое развитие в ближай- шем или отдаленном будущем. Неудивительно, что работы крупнейших религиоведов ХIХ начала ХХ в. дают весьма слабое представление о рели- гиозной ситуации в странах Европы и Америки и о религиоз- ном человеке того времени. О более или менее серьезном про- гнозировании в этих работах речь вообще не идет. Религиове- дение того времени было прежде всего историей религий, да- же в тех случаях, когда предпринимались попытки философ- ского, социологического и психологического осмысления ре- лигии. Повышенный интерес к историческому материалу в ХIХ начале ХХ в. был обусловлен обилием этого материала, его новизной и неординарностью. Первобытные верования и ритуалы, археологические находки, только что расшифрован- ные тексты, мифы народов мира, фольклорные традиции все это притягивало к себе внимание религиоведов, которые цели- ком ушли в историю, оставив изучение современности после- дующим поколениям исследователей религии. Для освоения этого богатейшего и интереснейшего материала религиоведы ХIХ начала ХХ в. использовали историко-критический метод, включавший в себя следующие элементы. Во-первых, религию (религии, религиозные явления) не- обходимо рассматривать в историческом развитии. «Где бы ни соприкасались мы с историей, пишет И. Бахофен, всюду рассматриваемые события предполагают в качестве своих предпосылок более ранние ступени бытия: нигде нет начала, но всюду уже продолжение, нигде нет чистой причины, вез- де одновременно и следствие. Истинно научное понимание состоит не только в том, чтобы ответить на вопрос что?. В полной мере оно существует лишь там, где возможно также указать откуда? и при этом еще установить взаимосвязь с куда?. Знание лишь тогда возвышается до понимания, когда оно способно охватить и исток, и процесс, и его завершение»1. 1 Bachofen J. Das Mutterrecht. Stuttgart, 1861. S. YIII. 56
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 56
- 57
- 58
- 59
- 60
- …
- следующая ›
- последняя »