Проблемы философии религии и религиоведения. Красников А.Н - 62 стр.

UptoLike

Рубрика: 

Глава 1. Формирование религиоведческой парадигмы
60
товка взаимоотношений элементов религиозного комплекса
позволила У. Робертсону Смиту сделать вывод, что история
древней религии есть в первую очередь история обрядов, обы-
чаев и религиозных институтов.
Вопрос о том, что является первичным и главным элемен-
том религиозного комплекса, до сих пор не получил оконча-
тельного решения, но сейчас важно подчеркнуть, что
он воз-
ник на самом раннем этапе развития религиоведения и что ре-
лигиоведы рассматривали историю религии сквозь призму
взаимоотношений ее основных элементов.
В-четвертых, исторический подход к изучению религии
включал в себя критическое отношение к изучаемому мате-
риалу. Критический анализ литературных источников был хо-
рошо знаком филологам ХIХ в.
Они могли достаточно точно
определить, где и когда был написан тот или иной текст, кто
является автором текста, был ли он очевидцем описываемых
событий или слышал об этих событиях от других людей, на-
писан весь текст сразу или он содержит в себе фрагменты, от-
носящиеся к более раннему или более позднему
времени, под-
вергался ли изучаемый текст редакции, и если да, то какие це-
ли преследовали редакторы, и т.п. Даже незначительные осо-
бенности языка, грамматики, стилистики, ритма позволяли
решать многие из этих задач. Кроме того, изучаемый текст
помещался в соответствующий ему контекст и сопоставлялся
с уже проверенными и не вызывающими
сомнения данными
этого контекста. Оценивая эффективность критического ана-
лиза литературных источников, М. Мюллер писал: «Можно
допустить имитацию древних мыслей, которая обманет совре-
менного историка, но крайне трудно имитировать древний
язык и ввести в заблуждение опытного лингвиста»
1
.
С теологической стороны не было возражений, когда кри-
тическому анализу подвергались нерелигиозные тексты, древ-
ние тексты, содержащие мифологические представления раз-
ных стран и народов, или даже священные книги конфуциан-
1
Introduction to the Science of Religion. P. 24.
Глава 1. Формирование религиоведческой парадигмы
товка взаимоотношений элементов религиозного комплекса
позволила У. Робертсону Смиту сделать вывод, что история
древней религии есть в первую очередь история обрядов, обы-
чаев и религиозных институтов.
   Вопрос о том, что является первичным и главным элемен-
том религиозного комплекса, до сих пор не получил оконча-
тельного решения, но сейчас важно подчеркнуть, что он воз-
ник на самом раннем этапе развития религиоведения и что ре-
лигиоведы рассматривали историю религии сквозь призму
взаимоотношений ее основных элементов.
   В-четвертых, исторический подход к изучению религии
включал в себя критическое отношение к изучаемому мате-
риалу. Критический анализ литературных источников был хо-
рошо знаком филологам ХIХ в. Они могли достаточно точно
определить, где и когда был написан тот или иной текст, кто
является автором текста, был ли он очевидцем описываемых
событий или слышал об этих событиях от других людей, на-
писан весь текст сразу или он содержит в себе фрагменты, от-
носящиеся к более раннему или более позднему времени, под-
вергался ли изучаемый текст редакции, и если да, то какие це-
ли преследовали редакторы, и т.п. Даже незначительные осо-
бенности языка, грамматики, стилистики, ритма позволяли
решать многие из этих задач. Кроме того, изучаемый текст
помещался в соответствующий ему контекст и сопоставлялся
с уже проверенными и не вызывающими сомнения данными
этого контекста. Оценивая эффективность критического ана-
лиза литературных источников, М. Мюллер писал: «Можно
допустить имитацию древних мыслей, которая обманет совре-
менного историка, но крайне трудно имитировать древний
язык и ввести в заблуждение опытного лингвиста»1.
   С теологической стороны не было возражений, когда кри-
тическому анализу подвергались нерелигиозные тексты, древ-
ние тексты, содержащие мифологические представления раз-
ных стран и народов, или даже священные книги конфуциан-
1
    Introduction to the Science of Religion. P. 24.
60