Проблемы философии религии и религиоведения. Красников А.Н - 64 стр.

UptoLike

Рубрика: 

Глава 1. Формирование религиоведческой парадигмы
62
ровать историю христианства, применяя к решению этой зада-
чи научный аппарат исторической критики. В своих выводах
он пересмотрел устоявшиеся теологические воззрения на про-
исхождение новозаветных текстов, возникновение христиан-
ства и его последующую историю. Основные идеи Тюбинген-
ской школы, развитые последователями Ф.К. Баура, вступали
в противоречие с традиционными теологическими воззрения-
ми
. Христианская религия описывалась тюбингенцами в эти-
ческих терминах, а Иисус Христос, если не отрицалась его ис-
торичность, представал как совершенная человеческая лич-
ность, а не как Богочеловек. Другими словами, жизнь Иисуса
и история христианства были десакрализованы, лишены рели-
гиозного измерения, что было неприемлемо для теологии в
любом ее варианте, кроме
либерального, который по своим
методологическим установкам все же в большей степени был
религиоведением, чем теологией.
В таком же русле развивала свои идеи немецкая религи-
озно-историческая школа, представленная именами Виль-
гельма Боссе (1805 – 1920), Германа Гункеля (1862 – 1932),
Ричарда Рейтценштейна (1861 – 1931) и других историков.
Общее направление их работы состояло в тщательном изуче-
нии текстов Нового Завета
и описании ряда религиозных со-
бытий, содержащихся в Новом Завете, в терминах эллини-
стической культуры, в которой сформировались и получили
развитие первые христианские общины. Сторонники религи-
озно-исторической школы считали, что изучение терминоло-
гии, идей, культовых форм эллинистического религиозного
мира поможет раскрыть подлинное содержание некоторых
новозаветных текстов, в том числе
Посланий апостола Павла.
Они также выявляли связи между Ветхим и Новым Заветами,
чтобы понять глубинные корни христианства, размежевавше-
гося впоследствии с иудаизмом. Одним из важнейших дос-
тижений этой школы можно считать то, что изучение перво-
начального христианства осуществлялось с учетом историче-
ского контекста, а интерпретация истории христианства да-
валась с позиций
общей религиозной истории. Это привело к
Глава 1. Формирование религиоведческой парадигмы
ровать историю христианства, применяя к решению этой зада-
чи научный аппарат исторической критики. В своих выводах
он пересмотрел устоявшиеся теологические воззрения на про-
исхождение новозаветных текстов, возникновение христиан-
ства и его последующую историю. Основные идеи Тюбинген-
ской школы, развитые последователями Ф.К. Баура, вступали
в противоречие с традиционными теологическими воззрения-
ми. Христианская религия описывалась тюбингенцами в эти-
ческих терминах, а Иисус Христос, если не отрицалась его ис-
торичность, представал как совершенная человеческая лич-
ность, а не как Богочеловек. Другими словами, жизнь Иисуса
и история христианства были десакрализованы, лишены рели-
гиозного измерения, что было неприемлемо для теологии в
любом ее варианте, кроме либерального, который по своим
методологическим установкам все же в большей степени был
религиоведением, чем теологией.
   В таком же русле развивала свои идеи немецкая религи-
озно-историческая школа, представленная именами Виль-
гельма Боссе (1805 – 1920), Германа Гункеля (1862 – 1932),
Ричарда Рейтценштейна (1861 – 1931) и других историков.
Общее направление их работы состояло в тщательном изуче-
нии текстов Нового Завета и описании ряда религиозных со-
бытий, содержащихся в Новом Завете, в терминах эллини-
стической культуры, в которой сформировались и получили
развитие первые христианские общины. Сторонники религи-
озно-исторической школы считали, что изучение терминоло-
гии, идей, культовых форм эллинистического религиозного
мира поможет раскрыть подлинное содержание некоторых
новозаветных текстов, в том числе Посланий апостола Павла.
Они также выявляли связи между Ветхим и Новым Заветами,
чтобы понять глубинные корни христианства, размежевавше-
гося впоследствии с иудаизмом. Одним из важнейших дос-
тижений этой школы можно считать то, что изучение перво-
начального христианства осуществлялось с учетом историче-
ского контекста, а интерпретация истории христианства да-
валась с позиций общей религиозной истории. Это привело к
62