Проблемы философии религии и религиоведения. Красников А.Н - 63 стр.

UptoLike

Рубрика: 

А.Н. Красников
61
ства, даосизма, буддизма, зороастризма, ислама и других так
называемых «иностранных» религий. Но как только филологи,
историки и религиоведы стали использовать критический под-
ход к текстам Ветхого и Нового Заветов, возник серьезный
конфликт между наукой о религии и традиционной теологией.
И это неудивительно, ибо критический анализ требовал рас-
сматривать Библию не как
Божественное Откровение, а как
исторический и литературный памятник. Кроме того, он тре-
бовал устранения всего сверхъестественного и чудесного из
истории религий. «Для критики, – писал Э. Ренан, – основной
принцип состоит в утверждении, что в ткани человеческих дел
нет места чудесному, равно как нет ему места и в ходе при-
родных явлений;
критика начинает с провозглашения идеи,
что все в истории имеет свое человеческое объяснение, хотя и
не всегда удается обнаружить это объяснение из-за недоста-
точности сведений; поэтому вполне понятно, что критика не
может прийти к соглашению с теологическими школами, ко-
торые пользуются совершенно противоположным методом и
преследуют иную цель»
1
.
Справедливости ради надо оговориться, что виднейшими
представителями критического подхода к изучению Ветхого и
Нового Заветов в ХIХ в. были протестантские теологи. В Гер-
мании большая работа по устранению сверхъестественного и
чудесного из истории христианства была проделана предста-
вителями так называемой «Тюбингенской школы», основателем
которой считается Фердинанд Кристиан Баур (1792 – 1860). Со-
временники часто сравнивали Ф.К. Баура с Бартольдом Геор-
гом Нибуром (1776 – 1831) и Фридрихом Августом Вольфом
(1759 – 1824). Считалось, что Ф.К. Баур внес в изучение хрис-
тианства такой же вклад, как Б.Г. Нибур в изучение истории
Рима (исследованием Ливия), а Ф.А. Вольф в изучение исто-
рии греческой литературы (исследованием Гомера).
Немецкий
теолог стремился с рационалистических позиций реконструи-
1
Renan E. Études d histoire religieuse. P. YII.
                                                      А.Н. Красников
ства, даосизма, буддизма, зороастризма, ислама и других так
называемых «иностранных» религий. Но как только филологи,
историки и религиоведы стали использовать критический под-
ход к текстам Ветхого и Нового Заветов, возник серьезный
конфликт между наукой о религии и традиционной теологией.
И это неудивительно, ибо критический анализ требовал рас-
сматривать Библию не как Божественное Откровение, а как
исторический и литературный памятник. Кроме того, он тре-
бовал устранения всего сверхъестественного и чудесного из
истории религий. «Для критики, – писал Э. Ренан, – основной
принцип состоит в утверждении, что в ткани человеческих дел
нет места чудесному, равно как нет ему места и в ходе при-
родных явлений; критика начинает с провозглашения идеи,
что все в истории имеет свое человеческое объяснение, хотя и
не всегда удается обнаружить это объяснение из-за недоста-
точности сведений; поэтому вполне понятно, что критика не
может прийти к соглашению с теологическими школами, ко-
торые пользуются совершенно противоположным методом и
преследуют иную цель»1.
   Справедливости ради надо оговориться, что виднейшими
представителями критического подхода к изучению Ветхого и
Нового Заветов в ХIХ в. были протестантские теологи. В Гер-
мании большая работа по устранению сверхъестественного и
чудесного из истории христианства была проделана предста-
вителями так называемой «Тюбингенской школы», основателем
которой считается Фердинанд Кристиан Баур (1792 – 1860). Со-
временники часто сравнивали Ф.К. Баура с Бартольдом Геор-
гом Нибуром (1776 – 1831) и Фридрихом Августом Вольфом
(1759 – 1824). Считалось, что Ф.К. Баур внес в изучение хрис-
тианства такой же вклад, как Б.Г. Нибур в изучение истории
Рима (исследованием Ливия), а Ф.А. Вольф в изучение исто-
рии греческой литературы (исследованием Гомера). Немецкий
теолог стремился с рационалистических позиций реконструи-

1
    Renan E. Études d’ histoire religieuse. P. YII.
                                                                 61