Проблемы философии религии и религиоведения. Красников А.Н - 66 стр.

UptoLike

Рубрика: 

Глава 1. Формирование религиоведческой парадигмы
64
рые подвержены тем или иным предрассудкам. Можно ли
строить науку на таких шатких основаниях, учитывая к тому
же, что дикари иногда желают ублажить путешественников
или мистифицировать их, что иногда дикари отвечают наобум
или сознательно умалчивают о своих самых священных ин-
ститутах, что они, наконец, могли никогда не обращать вни-
мания на
интересующий путешественника предмет
1
.
Ответ на этот весьма сложный вопрос попытался дать
Э. Тайлор. В своей работе «Первобытная культура» он под-
черкивал, что свидетельства нужно собирать, тщательно изу-
чать, проверять аналогично тому, как это делается в других
областях знания. Исследователь, разумеется, должен всеми
способами убедиться в научной добросовестности тех авторов,
которых он цитирует, и,
если возможно, добывать указания
для проверки каждого сообщения. На первый план Э. Тайлор
выдвигает принцип «проверки повторяемостью», который
также можно назвать принципом «непреднамеренного совпа-
дения свидетельств». «Если два посетителя различных стран, –
пишет он, – стоящие вне всякой зависимости друг от друга,
положим, средневековый мусульманин в Татарии и современ-
ный англичанин в Дагомее
или иезуит в Бразилии и уэслеянец
на островах Фиджи, сходятся при описании какого-нибудь
аналогичного искусства, обряда или мифа у того народа, кото-
рый они наблюдали, то трудно или даже невозможно припи-
сывать такое совпадение случайности или намеренному обма-
ну... В настоящее время таким путем контролируются важ-
нейшие этнографические факты»
2
.
Таким образом, антропологические и этнографические
факты, подобно любым другим фактам, подвергались вери-
фикации, а методы критического анализа использовались при
изучении не только достаточно развитых религиозных сис-
тем, имеющих священные писания, но и при изучении рели-
гиозных верований и обрядов бесписьменных народов. Это
1
Classical Approaches to the Study of Religion. Vol. 1. P. 223 – 224.
2
Тайлор Э.Б. Первобытная культура. С. 24.
Глава 1. Формирование религиоведческой парадигмы
рые подвержены тем или иным предрассудкам. Можно ли
строить науку на таких шатких основаниях, учитывая к тому
же, что дикари иногда желают ублажить путешественников
или мистифицировать их, что иногда дикари отвечают наобум
или сознательно умалчивают о своих самых священных ин-
ститутах, что они, наконец, могли никогда не обращать вни-
мания на интересующий путешественника предмет?»1.
    Ответ на этот весьма сложный вопрос попытался дать
Э. Тайлор. В своей работе «Первобытная культура» он под-
черкивал, что свидетельства нужно собирать, тщательно изу-
чать, проверять аналогично тому, как это делается в других
областях знания. Исследователь, разумеется, должен всеми
способами убедиться в научной добросовестности тех авторов,
которых он цитирует, и, если возможно, добывать указания
для проверки каждого сообщения. На первый план Э. Тайлор
выдвигает принцип «проверки повторяемостью», который
также можно назвать принципом «непреднамеренного совпа-
дения свидетельств». «Если два посетителя различных стран, –
пишет он, – стоящие вне всякой зависимости друг от друга,
положим, средневековый мусульманин в Татарии и современ-
ный англичанин в Дагомее или иезуит в Бразилии и уэслеянец
на островах Фиджи, сходятся при описании какого-нибудь
аналогичного искусства, обряда или мифа у того народа, кото-
рый они наблюдали, то трудно или даже невозможно припи-
сывать такое совпадение случайности или намеренному обма-
ну... В настоящее время таким путем контролируются важ-
нейшие этнографические факты»2.
    Таким образом, антропологические и этнографические
факты, подобно любым другим фактам, подвергались вери-
фикации, а методы критического анализа использовались при
изучении не только достаточно развитых религиозных сис-
тем, имеющих священные писания, но и при изучении рели-
гиозных верований и обрядов бесписьменных народов. Это
1
    Classical Approaches to the Study of Religion. Vol. 1. P. 223 – 224.
2
    Тайлор Э.Б. Первобытная культура. С. 24.
64