Проблемы философии религии и религиоведения. Красников А.Н - 67 стр.

UptoLike

Рубрика: 

А.Н. Красников
6
5
имело огромное значение для религиоведов, которые надея-
лись при помощи антропологических и этнографических
данных решить проблему происхождения религии и ее пер-
воначальной эволюции.
Еще одним методом религиоведения второй половины
ХIХначала ХХ в. был редукционизм (от лат. reductio – ото-
двигать назад, возвращать). В узком смысле этот термин озна-
чает сведение
какого-либо сложного явления к его простей-
шим формам для того, чтобы лучше понять сущность этого яв-
ления. Четкая формулировка такого рода редукционизма была
дана Э. Дюркгеймом. «Всякий раз, – писал он, – когда пред-
принимается попытка объяснить какое-нибудь человеческое
явление, взятое в определенный момент времени, – будь то
религиозное верование, нравственное
правило, правовое пред-
писание, художественная техника, экономический порядок, –
надо начинать с восхождения к его наиболее простой, перво-
бытной форме, постараться понять его особенности, характер-
ные для этого периода его существования, затем показать, как
оно постепенно развилось и усложнилось, как оно стало тем,
что оно есть в рассматриваемый момент. Отсюда легко пред
-
ставить себе, насколько важно для этого ряда последователь-
ных объяснений определить отправной пункт, от которого они
отталкиваются. Согласно картезианскому принципу, в цепи
научных истин первое звено играет решающую роль»
1
.
Выше уже упоминалось о признании фетишизма изначаль-
ной формой религии (Ш. де Бросс, О. Конт), о теории манизма
Г. Спенсера, об анимистической концепции религии Э. Тайло-
ра и других попытках обнаружить некий «минимум религии».
Все эти теории были редукционистскими. Принцип сведения
сложного к простому широко использовался во многих отрас-
лях
научного знания, в том числе в религиоведении. Но когда
речь идет о редукционизме в религиоведении второй полови-
ны ХIХначала ХХ в., имеется в виду не только и даже не
столько редукция сложного к простому. Особенность рели-
1
Durkheim E. Les formes élémentaires de la vie religieuse. P. 4 -5.
                                                           А.Н. Красников
имело огромное значение для религиоведов, которые надея-
лись при помощи антропологических и этнографических
данных решить проблему происхождения религии и ее пер-
воначальной эволюции.
    Еще одним методом религиоведения второй половины
ХIХ – начала ХХ в. был редукционизм (от лат. reductio – ото-
двигать назад, возвращать). В узком смысле этот термин озна-
чает сведение какого-либо сложного явления к его простей-
шим формам для того, чтобы лучше понять сущность этого яв-
ления. Четкая формулировка такого рода редукционизма была
дана Э. Дюркгеймом. «Всякий раз, – писал он, – когда пред-
принимается попытка объяснить какое-нибудь человеческое
явление, взятое в определенный момент времени, – будь то
религиозное верование, нравственное правило, правовое пред-
писание, художественная техника, экономический порядок, –
надо начинать с восхождения к его наиболее простой, перво-
бытной форме, постараться понять его особенности, характер-
ные для этого периода его существования, затем показать, как
оно постепенно развилось и усложнилось, как оно стало тем,
что оно есть в рассматриваемый момент. Отсюда легко пред-
ставить себе, насколько важно для этого ряда последователь-
ных объяснений определить отправной пункт, от которого они
отталкиваются. Согласно картезианскому принципу, в цепи
научных истин первое звено играет решающую роль»1.
    Выше уже упоминалось о признании фетишизма изначаль-
ной формой религии (Ш. де Бросс, О. Конт), о теории манизма
Г. Спенсера, об анимистической концепции религии Э. Тайло-
ра и других попытках обнаружить некий «минимум религии».
Все эти теории были редукционистскими. Принцип сведения
сложного к простому широко использовался во многих отрас-
лях научного знания, в том числе в религиоведении. Но когда
речь идет о редукционизме в религиоведении второй полови-
ны ХIХ – начала ХХ в., имеется в виду не только и даже не
столько редукция сложного к простому. Особенность рели-
1
    Durkheim E. Les formes élémentaires de la vie religieuse. P. 4 -5.
                                                                         65