Составители:
Рубрика:
А.Н. Красников
6
7
ское», а следовательно, ее можно редуцировать к гносеологиче-
ским, психологическим, антропологическим, этнологическим,
культурологическим, социальным и т.п. факторам, но только не
к трансцендентному источнику. Именно этот вид религиовед-
ческого редукционизма в дальнейшем был подвергнут массиро-
ванным атакам со стороны феноменологов и герменевтов,
большинство из которых были теологами и преследовали впол-
не
конкретные апологетические цели.
К методам религиоведения второй половины ХIХ – начала
ХХ в. следует отнести апостериоризм. Зачастую религиоведы
того времени говорили об эмпирическом и даже описательном
характере науки о религии. Это дало повод в дальнейшем при-
писывать первоначальному религиоведению многие грехи по-
зитивизма. Позитивистские тенденции, конечно, присутствова-
ли в религиоведении
второй половины ХIХ – начала ХХ в. Дос-
таточно упомянуть имя О. Конта, который одновременно был
основателем философского позитивизма и социологии религии.
Влияние О. Конта прослеживается не только во французском
религиоведении, но и в английской эволюционистской школе.
Многие воззрения Г. Спенсера, Э. Тайлора, Дж. Фрэзера совер-
шенно справедливо считаются позитивистскими.
Это не озна-
чает, что сторонники позитивизма в религиоведении не подни-
мались до философских обобщений. Сам О. Конт, подвергнув
критике теологическую и метафизическую стадии развития че-
ловеческого ума, явно вышел за пределы «позитивного знания»
при разработке концепции «позитивной религии». Теории ма-
низма (Г. Спенсер), анимизма (Э. Тайлор), соотношения магии,
религии и
науки (Дж. Фрэзер) несут на себе налет «метафизиче-
ского стиля мышления» и по некоторым признакам подпадают
под рубрику «философия религии».
Еще больший вкус к философскому осмыслению религи-
озных данных проявили М. Мюллер и К. Тиле. Первый из них
большую часть жизни провел в Англии, занимаясь преподава-
тельской и научной деятельностью,
но по своему складу ума
остался немцем, склонным к систематизации, теоретизирова-
нию, философской обработке материала. В соответствии с
А.Н. Красников ское», а следовательно, ее можно редуцировать к гносеологиче- ским, психологическим, антропологическим, этнологическим, культурологическим, социальным и т.п. факторам, но только не к трансцендентному источнику. Именно этот вид религиовед- ческого редукционизма в дальнейшем был подвергнут массиро- ванным атакам со стороны феноменологов и герменевтов, большинство из которых были теологами и преследовали впол- не конкретные апологетические цели. К методам религиоведения второй половины ХIХ начала ХХ в. следует отнести апостериоризм. Зачастую религиоведы того времени говорили об эмпирическом и даже описательном характере науки о религии. Это дало повод в дальнейшем при- писывать первоначальному религиоведению многие грехи по- зитивизма. Позитивистские тенденции, конечно, присутствова- ли в религиоведении второй половины ХIХ начала ХХ в. Дос- таточно упомянуть имя О. Конта, который одновременно был основателем философского позитивизма и социологии религии. Влияние О. Конта прослеживается не только во французском религиоведении, но и в английской эволюционистской школе. Многие воззрения Г. Спенсера, Э. Тайлора, Дж. Фрэзера совер- шенно справедливо считаются позитивистскими. Это не озна- чает, что сторонники позитивизма в религиоведении не подни- мались до философских обобщений. Сам О. Конт, подвергнув критике теологическую и метафизическую стадии развития че- ловеческого ума, явно вышел за пределы «позитивного знания» при разработке концепции «позитивной религии». Теории ма- низма (Г. Спенсер), анимизма (Э. Тайлор), соотношения магии, религии и науки (Дж. Фрэзер) несут на себе налет «метафизиче- ского стиля мышления» и по некоторым признакам подпадают под рубрику «философия религии». Еще больший вкус к философскому осмыслению религи- озных данных проявили М. Мюллер и К. Тиле. Первый из них большую часть жизни провел в Англии, занимаясь преподава- тельской и научной деятельностью, но по своему складу ума остался немцем, склонным к систематизации, теоретизирова- нию, философской обработке материала. В соответствии с 67
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 67
- 68
- 69
- 70
- 71
- …
- следующая ›
- последняя »