Проблемы философии религии и религиоведения. Красников А.Н - 75 стр.

UptoLike

Рубрика: 

А.Н. Красников
73
В отличие от генетического метода, который не был обще-
признанным в религиоведческой среде, методы компарати-
визма, классификации религий, объективности, эволюциониз-
ма, историзма, редукционизма, апостериоризма и каузально-
сти можно считать парадигматическими элементами религио-
ведения второй половины ХIХначала ХХ в. В этот период
сформировалась религиоведческая парадигма
1
, и в основе ее
лежала определенная совокупность методов, используемых
религиоведческим сообществом
2
. Эта совокупность методов
задавала более или менее общее понимание предмета исследо-
вания
3
, способы постановки проблем и пути их решений, дос-
таточно устойчивые теоретические рамки, общепризнанные
результаты, единообразную терминологию и т.п.
Важно подчеркнуть, что проанализированные методы не бы-
ли «изобретены» религиоведами второй половины ХIХначала
ХХ в. Они были заимствованы из смежных отраслей знания, на
стыке которых возникло религиоведение. Данные отрасли
зна-
ния, использовавшие научные методы, достигли впечатляющих
теоретических и практических результатов, что породило мето-
1
В истории философии понятие «парадигма» наполнялось разным
содержанием. В данном контексте оно используется в том значении,
которое придал ему американский методолог науки Т. Кун и которое
можно считать устоявшимся в современной философии науки.
2
Понятие «религиоведческое сообщество» коррелятивно понятию
«религиоведческая парадигма». Благодаря формированию религио-
ведческой парадигмы отдельные ученые, интересовавшиеся в той
или иной степени изучением религии, образуют профессиональное
сообщество, а их частные изыскания превращаются в научную дис-
циплину. Согласно Т. Куну, парадигмаэто то, что объединяет чле-
нов научного сообщества, а научное сообщество состоит
из людей,
признающих ту или иную парадигму.
3
Диалектика методологии и предмета любой науки состоит в том, что
вопрос о том, «как» изучать нечто, с необходимостью ставит вопрос о
том, «что» собираются изучать, и vice versa. «Как» и «что» тесно
взаимосвязаны и оказывают влияние друг на друга. Специфика рели-
гиоведческой парадигмы определялась не только методологией, кото-
рая позволила вписаться религиоведению
в общенаучный контекст то-
го времени, но и тем, как понимался предмет науки о религии.
                                                   А.Н. Красников
   В отличие от генетического метода, который не был обще-
признанным в религиоведческой среде, методы компарати-
визма, классификации религий, объективности, эволюциониз-
ма, историзма, редукционизма, апостериоризма и каузально-
сти можно считать парадигматическими элементами религио-
ведения второй половины ХIХ – начала ХХ в. В этот период
сформировалась религиоведческая парадигма1, и в основе ее
лежала определенная совокупность методов, используемых
религиоведческим сообществом2. Эта совокупность методов
задавала более или менее общее понимание предмета исследо-
вания3, способы постановки проблем и пути их решений, дос-
таточно устойчивые теоретические рамки, общепризнанные
результаты, единообразную терминологию и т.п.
   Важно подчеркнуть, что проанализированные методы не бы-
ли «изобретены» религиоведами второй половины ХIХ – начала
ХХ в. Они были заимствованы из смежных отраслей знания, на
стыке которых возникло религиоведение. Данные отрасли зна-
ния, использовавшие научные методы, достигли впечатляющих
теоретических и практических результатов, что породило мето-
1
  В истории философии понятие «парадигма» наполнялось разным
содержанием. В данном контексте оно используется в том значении,
которое придал ему американский методолог науки Т. Кун и которое
можно считать устоявшимся в современной философии науки.
2
  Понятие «религиоведческое сообщество» коррелятивно понятию
«религиоведческая парадигма». Благодаря формированию религио-
ведческой парадигмы отдельные ученые, интересовавшиеся в той
или иной степени изучением религии, образуют профессиональное
сообщество, а их частные изыскания превращаются в научную дис-
циплину. Согласно Т. Куну, парадигма – это то, что объединяет чле-
нов научного сообщества, а научное сообщество состоит из людей,
признающих ту или иную парадигму.
3
  Диалектика методологии и предмета любой науки состоит в том, что
вопрос о том, «как» изучать нечто, с необходимостью ставит вопрос о
том, «что» собираются изучать, и vice versa. «Как» и «что» тесно
взаимосвязаны и оказывают влияние друг на друга. Специфика рели-
гиоведческой парадигмы определялась не только методологией, кото-
рая позволила вписаться религиоведению в общенаучный контекст то-
го времени, но и тем, как понимался предмет науки о религии.
                                                                73