Проблемы философии религии и религиоведения. Красников А.Н - 90 стр.

UptoLike

Рубрика: 

Глава 2. Бог умер? Да здравствует Бог!
88
профессиональные сословия, которые развивают примитив-
ные религиозные идеи в более совершенные формы религиоз-
ности. «Но самое существенное, – пишет далее В. Дильтей, –
было все же то, что на первых доступных ступенях культуры
религиозная вера развивала свои примитивные идеи из всюду
одинаковых, производящих сильное впечатление пережива-
ний: рождения, смерти, болезни, сна, безумия, и
поэтому эти
идеи всюду повторяются равномерно»
1
.
Эти идеи, по В. Дильтею, образую основу религиозного
мировоззрения. Они подвергаются преобразованиям, иногда
соединяются воедино, но всякое изменение в состоянии куль-
туры влияет на их развитие. Религиозная вера, с точки зрения
В. Дильтея, складывается в процессе обобщения личностью
индивидуального опыта; религиозные идеи развиваются из
субъективных переживаний, которые образуют основу рели-
гиозного миросозерцания. Сами эти идеи подвергаются изме-
нениям в дальнейшем развитии человеческой культуры.
В развитии религии В. Дильтей большое значение придает
отдельным личностям: отшельникам, пророкам, гениямв
силу того, что психический склад этих личностей дает им воз-
можность вступать в специфические отношения с действи-
тельностью посредством особого религиозного опытаот-
шельничества
, пророчества, мистерий. Затем этот религиоз-
ный опыт переводится на язык понятий и закрепляется рели-
гиозным поведением верующих. Результатом является образо-
вание и функционирование развитых форм религии.
Таким образом, рассматривая историческое развитие рели-
гии, выделяя в качестве одного из ее главных признаков «об-
щение с невидимым», первооснову религии В. Дильтей видит
прежде всего в переживаниях субъекта. Он считает, что рели-
гия возникает из опыта отдельных личностей, сводя понима-
ние причин ее возникновения и эволюции к психологической
трактовке религиозного опыта.
Акцентируя внимание на факте психического переживания
личности, В. Дильтей не замечает социальной обусловленности
1
Дильтей В. Сущность философии. С. 41.
Глава 2. Бог умер? Да здравствует Бог!
профессиональные сословия, которые развивают примитив-
ные религиозные идеи в более совершенные формы религиоз-
ности. «Но самое существенное, – пишет далее В. Дильтей, –
было все же то, что на первых доступных ступенях культуры
религиозная вера развивала свои примитивные идеи из всюду
одинаковых, производящих сильное впечатление пережива-
ний: рождения, смерти, болезни, сна, безумия, и поэтому эти
идеи всюду повторяются равномерно»1.
   Эти идеи, по В. Дильтею, образую основу религиозного
мировоззрения. Они подвергаются преобразованиям, иногда
соединяются воедино, но всякое изменение в состоянии куль-
туры влияет на их развитие. Религиозная вера, с точки зрения
В. Дильтея, складывается в процессе обобщения личностью
индивидуального опыта; религиозные идеи развиваются из
субъективных переживаний, которые образуют основу рели-
гиозного миросозерцания. Сами эти идеи подвергаются изме-
нениям в дальнейшем развитии человеческой культуры.
   В развитии религии В. Дильтей большое значение придает
отдельным личностям: отшельникам, пророкам, гениям – в
силу того, что психический склад этих личностей дает им воз-
можность вступать в специфические отношения с действи-
тельностью посредством особого религиозного опыта – от-
шельничества, пророчества, мистерий. Затем этот религиоз-
ный опыт переводится на язык понятий и закрепляется рели-
гиозным поведением верующих. Результатом является образо-
вание и функционирование развитых форм религии.
   Таким образом, рассматривая историческое развитие рели-
гии, выделяя в качестве одного из ее главных признаков «об-
щение с невидимым», первооснову религии В. Дильтей видит
прежде всего в переживаниях субъекта. Он считает, что рели-
гия возникает из опыта отдельных личностей, сводя понима-
ние причин ее возникновения и эволюции к психологической
трактовке религиозного опыта.
   Акцентируя внимание на факте психического переживания
личности, В. Дильтей не замечает социальной обусловленности
1
    Дильтей В. Сущность философии. С. 41.
88